Рейтинг университетов BRICS и стран с развивающейся экономикой (THE, 2014)
Новый рейтинг, опубликованный Times Higher Education, не совсем обычен. Здесь вы не найдете общепризнанных мировых лидеров, таких как Оксфорд или Гарвард. Зато МГУ занимает в таблице почетное десятое место, а возглавляет ее Пекинский университет. Это рейтинг университетов развивающихся стран, частью экономической стратегии которых являются инвестиции в высшее образование.
Лидер таких стран – Китай, вузы которого состязаются с европейскими и американскими в мировых рейтингах. Укрепляет свои позиции и Индия; Бразилия надеется вывести свои университеты на мировой уровень, предоставляя студентам щедрые стипендии. Что до России, то президент Путин объявил, что к 2020 году в сотню лучших в мире войдет пять российских вузов.
Упомянутые страны (а также Южная Африка) образуют так называемый BRICS (сокращение, состоящее из первых букв английских названий стран). Следует отметить, что BRICS не является формальной организацией; скорее, это свободное сообщество стран. Но его члены разделяют стремление к интернационализации своих образовательных систем и готовы сотрудничать в целях реализации своих интересов. Поэтому в июле несколько ведущих университетов России и Китая подписали в Шанхае соглашение о создании лиги университетов BRICS и о созыве организационной конференции для будущей сети. При встрече присутствовали представители индийских, бразильских и южноафриканских вузов, но на данном этапе они оказались не готовы подписать соглашение. Тем не менее уже всерьез ведутся разговоры о составлении собственных списков лучших университетов.
Хотя университеты BRICS и занимают ведущие места в новом рейтинге THE, как уже было сказано, они там далеко не единственные. В первую десятку, кроме Китая, Южной Африки и России, попали университеты Тайваня и Турции, а среди 50 лучших фигурируют и Колумбия, Польша, Таиланд, Чехия –страны с так называемой развивающейся экономикой. Статус «развивающейся экономики» определяется организацией FTSE, ведущим провайдером фондовых индексов. В число подобных стран входят преимущественно государства Азии, Латинской Америки, а также Восточной Европы. В опубликованной в сентябре классификации FTSE таких стран 22, из них 10 причислены к передовым развивающимся (Бразилия, Чехия, Венгрия, Малайзия, Мексика, Польша, Южная Африка, Тайвань, Таиланд и Турция) и 12 – ко «второму эшелону» (Чили, Китай, Колумбия, Египет, Индия, Индонезия, Марокко, Пакистан, Перу, Филиппины, Россия и ОАЭ).
В последнем мировом рейтинге лишь пять университетов этих регионов вошло в первые две сотни; в числе 400 оказалось 38. С вузами Северной Америки и Западной Европы – «ветеранами» рейтинговых состязаний – соперничать оказалось трудно. В результате некоторые наиболее интересные и динамично развивающиеся университеты пока остаются за пределами таблиц.
Поэтому и возник первый рейтинг университетов BRICS и развивающихся стран. Налицо необходимость в мировых таблицах, отражающих региональный и экономический контекст, и все больше вузов берется противопоставить себя мировым лидерам. При составлении данного рейтинга использовались те же критерии, что при составлении мирового рейтинга Times Higher Education World University Rankings, включающие все основные показатели университета мирового класса – качество обучения, исследования, международное влияние и т.п.; при этом принимался во внимание экономический контекст каждой страны.
The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 2014