Курсы для детей
По понятным причинам дети не принимаются на вышеперечисленные курсы иностранных языков. А круглогодичные детские курсы – явление достаточно редкое: трудно набрать полноценные группы в разгар учебного года.
Есть, правда, исключения. Наиболее курьезное явление – это школы, где нет ограничений по возрасту и, скажем, дедушка с малолетним внуком могут оказаться в одной группе.
Что же касается курсов, предназначенных только детям и работающих круглый год, то они ориентированы на маленьких иностранцев, чьи родители по какой-либо причине (работа, эмиграция и т.п.) длительно проживают в стране. Цель курсов – помочь детям адаптироваться к чужой среде, преодолеть языковой барьер, получить возможность учиться в школе наряду с местными жителями. Языковые курсы работают и при всех международных школах – не только подготовительные, но и помогающие ребятам преодолеть языковые трудности. Так что большинство программ для детей организуется в каникулы.
Каникулярные программы (Vacational Programs)
Летние и зимние (рождественские) каникулы у школьников всего мира проходят примерно в одно и то же время. Это обстоятельство дает возможность языковым школам разных стран организовывать детские программы в каникулярный период. Самое подходящее время для детского «языкового отдыха», бесспорно, летние каникулы. Во-первых, потому что они самые длинные, а программа будет эффективной только в том случае, если она достаточно длительна. Многие специалисты считают, что оптимальная длительность детской программы – три-четыре недели. А во-вторых, конечно, погода. Ведь ребенку в каникулы нужно не только учиться, но и отдыхать. Что касается зимних программ, то они нередко организуются в местах, приспособленных для зимнего спорта: в Швейцарии или Австрийских Альпах, где можно научиться не только языку (помимо родного для этих стран немецкого в ряде школ преподают и английский), но и кататься на горных лыжах.
Каникулярные программы меньше всего похожи на унылую школьную муштру. Интенсивность занятий, как правило, варьируется от 10 до 30 часов в неделю, 40 часов – это уже сверхинтенсив. Большинство языковых центров придерживается «золотой середины» - 15-20 уроков в неделю.
Нередко в процессе учебы дети забывают, что они на занятиях: песни и игры, сценки и спектакли, в общем, сплошное веселье. А как же иначе: наглядность и игровая форма – неотъемлемые условия обучения детей иностранному языку. Занятия могут проходить и на пляже, и на экскурсии, и на прогулке. Некоторые школы вообще заявляют, что занятия их программой не предусматриваются: одни сплошные развлечения. Это, конечно, «маленькая хитрость»: дети все равно учат язык в процессе общения, игр, отдыха, познавательных и культурных мероприятий.
Досуг и отдых – важнейшая составляющая детских программ, которая продумывается особенно тщательно. Организуются не только прогулки и экскурсии, но и посещения местных зоопарков, парков развлечений и аквапарков, путешествия на лодках или прогулки верхом. По вечерам обычно устраиваются творческие вечера, караоке, дискотеки, лотереи, барбекю и занятия спортом - почти обязательная часть детских программ, особенно в англоязычных странах, где царит настоящий культ спорта. Для этого в школах есть все условия - и теннисные корты, и закрытые и открытые бассейны, и спортивные тренажеры, и поля для гольфа и регби, а кое-где даже собственные конюшни. Точнее, не совсем собственные. Потому что очень часто летние курсы организуются языковыми центрами на базе общеобразовательных школ-пансионов, обитатели которых разъехались на каникулы. Это очень удобно: дети проживают в жилых корпусах под наблюдением воспитателей и пользуются всей инфраструктурой школы, от компьютерных классов до спортивных площадок.
Другой вариант проживания слушателей детских языковых курсов – это принимающая семья. Семьи тщательно отбираются школами, и даже самые мнительные родители могут не беспокоиться за благополучие своих отпрысков: вся внеклассная жизнь ребят находится под контролем хозяев.
Среди детских программ немалую часть составляют программы «с плюсом»: обучение языку плюс курсы по интересам. Интенсивная экскурсионная программа, спорт, музыкальные или театральные кружки, компьютерный класс, танцы – можно выбирать то, что больше всего по душе. А некоторые «оригиналы» предоставляют детям возможность заниматься… предметами из школьной программы. Ну не можешь ты ни дня прожить без своей любимой химии – что ж, учи на здоровье, только на английском языке. Самое странное, что охотников до подобных курсов среди ребят немало.
Ребенок может отправиться в языковую школу или лагерь как один, так и в группе. В последнее время «языковые путешествия» все чаще организовываются школой, где учится ребенок, и учить язык отправляются чуть ли не всем классом. И, наконец, у несовершеннолетних детей за рубежом по закону должен быть опекун, а в группе его роль выполняет координатор (руководитель группы). В группе детям легче адаптироваться, единственный недостаток групповой программы в том, что между собой ребята будут говорить, скорее всего, по-русски. Самые изобретательные координаторы, правда, умеют бороться с этой напастью, в частности, с помощью системы «штрафов» и поощрений. Надо сказать, что российские образовательные агентства разрабатывают все новые и новые увлекательные групповые программы для школьников.
Индивидуальные поездки подходят для самостоятельных, серьезных детей, легко находящих общий язык со сверстниками и не испытывающих трудностей в общении. Эффект от обучения в таком случае гораздо выше: ребенку, оказавшемуся среди иностранцев, не понимающих русского языка, ничего не остается делать, кроме как мобилизовать все свои знания и говорить на иностранном, как умеет.
И, наконец, нельзя не упомянуть семейные программы. Не хотите отпускать от себя ребенка? Что ж, поезжайте с ним, будь вы мама или папа, бабушка или дедушка, тетя, дядя, няня, взрослые брат или сестра. Вариантов множество. Например, взрослые и дети могут учиться в одном языковом центре, а могут в разных, а жить вместе в отеле или в семье. Или, наоборот, учитесь в одной школе, а живете в разных местах – например, взрослые в гостинице, а дети – в школьном общежитии, вместе со сверстниками. Культурная программа также может быть совместной или раздельной. В общем, сценарий сочиняется исходя из ваших желаний.
На большинство программ принимаются дети и подростки 8-18 лет. Бывают, правда, и языковые детские сады для иностранцев, и адаптационные программы, предназначенные дошколятам чуть ли не от двух лет. Но это для отважных.