Зарубежные языковые школы

Языковые школы, специализированные учебные заведения, где преподается исключительно иностранный язык, - имеются на всех континентах земного шара, за исключением Антарктиды. Наиболее популярны и многочисленны в мире школы, где учат английскому языку. Однако школы изучения других языков, хотя и не имеют такого наплыва слушателей, также весьма распространены.

Традиции

Основоположником этого типа учебных заведений был американец М.Берлиц, чья методика до сих пор используется в разбросанных по всем миру школах его имени. Но по-настоящему широкое распространение языковое обучение получило после Второй мировой войны. Пионерами, как во многих других сферах образования, оказались британцы.

Начали одна за другой открываться школы английского языка, который стремительно приобрел статус международного. Целью первых британских языковых школ было "способствовать международному взаимопониманию, обеспечив качественное преподавание английского для людей со всего мира", как это сформулировал Фрэнк Белл, в 1955 году основавший в Кембридже школу Bell International.

Среди первых школ, открытых в Британии, можно назвать International House Джона и Бриты Хейкрафт (1953), Eurocentres Эрхарда Веспи (1948), St Giles Пола и Дианы Линдзи (1955), Kings Фредерика Кинга и Роберта Уотса (1957), в 1964 году возникла Regent, в 1965 - EF English First. Сегодня эти названия знает каждый, кто хоть сколько-нибудь интересуется ELT (English Language Teaching) - преподаванием английского в мире.

В те годы знание иностранного языка считалось престижным не только среди людей с высшим образованием, но и среди студентов. Поэтому в Оксфорде и Кембридже быстро появилось несколько языковых школ, предназначавших свои краткосрочные курсы именно студентам-иностранцам. Такие же курсы работали при некоторых университетах США и Канады.

А вот в Австралии первая частная языковая школа была открыта несколько по другим мотивам: здесь хотели привлечь студентов-иностранцев в австралийские вузы. Первой такой школой австралийцы называют (правда, без особой уверенности) Woods English Teaching Laboratory - сиднейский частный колледж, открытый в 1965 году для тех, кто собирался поступать в университеты Австралии. По непроверенным слухам, инициатором создания колледжа было австралийское правительство.

На 50-е годы приходится и создание первой языковой школы на Мальте - это была NSTS. Пионером преподавания английского языка в Ирландии считается Language Centre of Ireland (1964), в Новой Зеландии – Dominion (1969), а совсем недавно - в 1990 году - открылся первый языковой центр ЮАР - Cape Town School of English.

За англоязычными странами потянулись прочие - Германия, Франция, Испания, Италия, Швеция, Швейцария. Сегодня, наверное, нет такого языка в мире и тем более в Европе (за исключением уж самых редких и экзотических), которого бы не преподавали ни в одной языковой школе. Даже каталанский, ретороманский, люксембургский или фризский, имеющие микроскопическое число носителей, можно выучить в языковых школах, разумеется, в тех странах, где на них говорят.

Типы школ

За свою не очень долгую историю некоторые языковые школы всего мира прошли путь от скромных "домашних" классных комнат, где обучались одна-две группы, до гигантских, порой международных, имеющих филиалы в разных странах, учебных заведений, оборудованных по последнему слову учебной техники и пропускающих через себя ежегодно тысячи слушателей. Другие так и остались небольшими учебными центрами. Едва ли языковые школы мира возможно подсчитать, и не только потому, что число окажется порядка нескольких миллионов. Дело в том, что индустрия преподавания иностранных языков находится в постоянном движении. Крупные компании неустанно расширяют поле своей деятельности, основывая школы в разных городах и странах. С другой стороны, появляются и новые маленькие школы, особенно в годы, когда интерес к иностранным языкам оказывается особенно высоким. Порой школа открывается, чтобы удовлетворить сугубо местные нужды - к примеру, рядом с предприятиями, где работает много иностранцев, - а потом постепенно разрастается, открывая все новые филиалы. Если спрос на тот или иной язык падает, некоторые школы исчезают. Потом рынок оживляется, и возникают новые компании, судьба которых может оказаться любой - от мирового успеха до полного разорения. Спрос на английский остается неизменным, что же до других языков, то он не только меньше, но может колебаться от сезона к сезону. Причем колебания могут быть вызваны самыми неожиданными причинами, вроде футбольного чемпионата в какой-либо стране.

Все это необходимо учитывать при выборе языковой школы для себя или для своих детей. Ведь рекламные проспекты и веб-сайты школ не всегда отражают истинное положение дел в учебном заведении, и нетрудно попасть впросак, облюбовав лишь с виду симпатичную школу-однодневку.

Все преподаватели по-настоящему качественных школ имеют соответствующую квалификацию. И везде - будь то даже маленькая школа - имеется и библиотека, и компьютерный центр с доступом к интернету. Также все предлагают, помимо самих курсов, культурную программу (social activities). Сюда входят разнообразные виды внеклассной деятельности и развлечений - от школьных вечеринок до походов в театры и кино, от посещения баров и дискотек до экскурсий и поездок в другие города.

Этим школы похожи. А дальше начинаются различия.

Сетевые школы

Есть крупные сетевые центры, входящие в международные образовательные структуры. Они имеют филиалы в разных городах, а то и в разных странах. В настоящее время все больше преуспевающих языковых школ стремится к открытию новых филиалов. Это выгодно не только потому, что таким образом увеличивается число слушателей, а, следовательно, доходы школы, но и потому, что повышается ее стабильность. Одно из преимуществ сетевых школ перед обычными в том, что они гарантируют качество обучения, соответствующее внутренним стандартам корпорации, которые строятся на многолетнем опыте преподавания. Они могут позволить себе оборудование по последнему слову техники, новые разработки и методики, лучших учителей. Кроме того, сеть школ позволяет свободно перемещаться из страны в страну, из города в город, продолжая одну и ту же учебную программу.

Крупные школы

В крупных школах, как сетевых, так и отдельных, может учиться одновременно до 300-350 человек в неделю. О размерах школы можно судить не только по количеству классов, но и по числу предлагаемых программ. Как правило, они открыты круглый год, а не только летом, как многие маленькие школы.

Чем больше школа, тем больше свобода маневра. Одновременно занимается несколько групп, и можно по первому требованию сменить одну на другую. В крупных школах деление слушателей по исходному уровню знаний более дробное, штат многочисленнее, возможностей для предоставления слушателям различных вариантов проживания и дополнительных услуг больше. Крупные центры предлагают курсы для всех: детей, студентов, взрослых, бизнесменов, специалистов, пенсионеров. Но есть и специализированные школы: только для детей, или только для бизнесменов, или только для взрослых (от 16 лет).

Маленькие школы

Правда, злые языки иногда называют крупные школы "конвейерами". И вправду, здесь не могут уделять столько персонального внимания каждому ученику, сколько в малых школах. Собственно, в целом основное преимущество небольших языковых школ в том, что здесь все знают всех и индивидуальные потребности каждого отдельного слушателя хорошо известны преподавателям. Выбор преподавателей, вариантов проживания и развлечений в маленьких школах не так широк, как в крупных и тем более сетевых. Зато, стремясь привлечь побольше слушателей, такие школы нередко разрабатывают интересные, оригинальные программы.

К сожалению, в последнее время все больше маленьких школ оказывается "жертвой" экспансионистской политики "гигантов": становится сетевым филиалом либо просто подвергается реорганизации, войдя в состав перекупивших их крупной школы.

Домашние курсы (Home Tuition)

Парадоксальным образом, наряду с увеличением роли "гигантов" в индустрии языковых услуг, все больше слушателей, предпочитает заниматься не в классной комнате, а в уютной домашней обстановке. В соответствии со спросом все чаще предлагается такая разновидность обучения, как обучение на дому у учителя, привлекающая и интенсивностью занятий, и возможностью полного погружения в языковую среду. Занимаются индивидуально или в мини-группах, в зависимости от того, сколько народу в данный момент гостит в доме. Ясное дело, компанию из восьми иностранных студентов никто у себя держать не станет. Обычно гостей бывает от двух до четырех, хотя есть возможность заниматься индивидуально. Этот вид занятий представляет собой ту самую модель преподавания, которая предшествовала созданию собственно языковых школ. Но сегодня и "домашние курсы" все чаще прибирают к рукам крупные корпорации. Нельзя сказать, что это не на руку слушателям: это способствует лучшей организации и контролю качества преподавания.

Методы

В России мы привыкли классифицировать языковые школы исходя из методики преподавания и самих преподавателей: здесь - традиционный метод, здесь - коммуникатив, а там - авторские методики. Здесь преподают носители языка, здесь - россияне, а там - те и другие. На западные школы такое деление практически не распространяется. Почти все школы работают с помощью коммуникативного подхода, лишь единицы используют другие методы и приемы. А носители языка, естественно, преподают везде. Гораздо более важный фактор - число преподавателей, работающих в школе на постоянной основе: он свидетельствует о стабильности школы и о ее финансовой состоятельности.

Однако несмотря на все эти различия, принципы работы языковых школ - сетевых и отдельных, больших и маленьких, "коммуникативных" и "традиционных" во всем мире примерно одни и те же. Это единообразие выработалось по двум причинам: во-первых, потому что общая модель была взята у школ английского, пришедших к ней методом проб и ошибок, во-вторых, потому что унификация помогает осуществлять контроль качества, сертификацию и аккредитацию школ. Расписание занятий, количество учебных часов, размер групп, длительность программ, деление на группы по исходному уровню знаний, методы преподавания, типы предлагаемых программ - все это будет одинаковым или примерно одинаковым во всех школах, где бы они ни находились. Школам все труднее выделиться из общей массы за счет уникальности программ или методов. Поэтому желающие отличиться берут преимущественно числом (и разнообразием) учебных курсов и умением, то есть квалификацией преподавателей, а также факторами, к преподаванию не имеющими отношения, как то формы внеклассной деятельности, спортивные сооружения, оснащение техническими средствами и т.п.

Применяется на курсах, как правило, коммуникативный подход, позволяющий слушателям свободнее общаться, преодолеть психологический барьер и таким образом выйти на новый уровень владения языком. А результаты зависят от специфики курса. Основной упор делается на устную речь, грамматика же дается в меньшем объеме.

Под устной речью имеется в виду не только общение в бытовых ситуациях, но и обсуждение текущих событий, "горячих" тем, новостей спорта и культуры, умение говорить по-английски живо, ярко и использовать характерные идиомы. Ну, и конечно, владение основными грамматическими структурами, без которых связная речь невозможна.

Квалификация преподавателей

Учителя хорошей языковой школы должны обладать соответствующей квалификацией. Ведь для того чтобы преподавать свой родной язык, мало им владеть, необходимо еще обладать профессиональными навыками. Профпригодность учителя подтверждается необходимыми дипломами и сертификатами. При этом профильное университетское образование не является необходимым условием приема на работу в языковую школу, хотя учителя с педагогическим или лингвистическим высшим образованием в лучших школах не редкость. С другой стороны, этого не всегда достаточно.

Один из авторитетных сертификатов, позволяющих как носителям языка, так и иностранцам преподавать в языковых школах английский - CELTA (Certificate in English Language Teaching to Aduts). Курс, ведущий к его получению, разработан Экзаменационным советом Кембриджского университета (UCLЕS). Чтобы организовать у себя курсы для учителей CELTA, языковая школа должна пройти инспекцию UCLES и получить разрешение.

Наравне с CELTA котируется сертификат TESOL (Certificate of the Teaching of English To Speakers of Other Languages). Чтобы получить такой сертификат, необходимо пройти учебный курс, разработанный Лондонским Тринити-колледжем. Требования к поступающим на такой курс достаточно высоки: в некоторых школах на TESOL принимают лишь тех, кто имеет, по меньшей мере, степень бакалавра. Опыт работы не обязателен.

Аналогичные сертификаты выдаются преподавателям других языков: французского (Diplome de Professorat a L'Enseignement du Francaise Langue Etrangere), итальянского (DITALS), испанского (CEELE).

Более солидными документами являются дипломы TESOL и Cambridge/RSA DELTA. Именно обладатели этих документов преподают в лучших школах англйиского. Требования к поступающим - высшее образование плюс не менее двух лет работы преподавателем английского как иностранного.

Наличие курсов для учителей в языковой школе говорит о высоких стандартах качества данного учебного заведения. Преподавать на курсах могут только учителя, обладающие дипломами.

В странах, где не существует специальной квалификации, необходимой для работы преподавания родного языка иностранцам, качественные языковые центры требуют, чтобы сотрудники имели высшее образование по специальности.

Организация и распорядок

Языковые школы мира имеют примерно одинаковую организацию. Здание может быть большим или маленьким, но в любом случае в нем имеются учебные аудитории (их число зависит от размера помещения), библиотека, один или несколько классов для самостоятельных занятий, оснащенные по мере возможностей, комната отдыха. Может также иметься кафе или бар, актовый зал, бассейн, спортзал или спортивные сооружения. Некоторые школы располагают собственным общежитием, расположенным, как правило, в том же здании или неподалеку.

Прибывших на занятия слушателей в аэропорту встречают представители школы. Первым делом новичка определяют на проживание. Слушатели языковых школ могут жить в общежитии (при наличии такового), в принимающей семье - обычно каждая языковая школа работает с целым рядом семей, - в гостинице либо на съемной квартире. Заезды нередко происходят в выходные дни, с тем чтобы в понедельник утром вновь прибывший уже мог посещать занятия. Перед тем как определить новичка в учебную группу, он подвергается тестированию, необходимому для определения уровня его исходной подготовки. В хороших школах группы подбираются не только по знанию языка, но и по национальному составу: стараются, чтобы в одной группе было как можно меньше слушателей одной национальности.

Занятия проходят с понедельника по пятницу по утрам (если курсом не предусмотрено и вечерних уроков). После этого слушатели обедают в школьной столовой в компании преподавателей. Общение на иностранном языке во время обеда нередко входит в программу. Во второй половине дня или вечером наступает время культурно-развлекательной программы. Некоторые школы "загружают" слушателей экскурсиями и мероприятиями ежедневно, другие дают передохнуть. В любом случае, у слушателя остается время на отдых, выполнение домашних заданий и самостоятельные занятия в библиотеках и лабораториях.

По окончании курса представители школы, как правило, провожают вас в аэропорт.

Продолжительность занятий в языковой школе, если не оговорена специально, может быть любой. Нижний предел обычно две-три недели, в некоторых школах - неделя. Верхнего не существует: можно учиться хоть несколько лет, если есть время и деньги.

Аккредитация

При выборе языковой школы одним из важнейших критериев служит ее аккредитация, или членство в той или иной ассоциации. Ассоциации языковых школ - это региональные, национальные или международные группы, одной из главных задач которых служит стандартизация качества учебных заведений. Вхождение в состав солидной сетевой школы приравнивается к аккредитации.

Для того чтобы вступить в ассоциацию, школа должна отвечать ряду требований и стандартов. Соответствие устанавливается специально назначенными комиссиями.

Школы охотно вступают в ассоциации хотя бы потому, что таким образом как бы получают "знак качества", выделяющий их из массы прочих, неаккредитованных учебных заведений. Если вам когда-либо приходилось выбирать курсы, вы, вероятно, обратили внимание на то, как настойчиво агентства и сами школы подчеркивают именно этот момент и даже предостерегают от поступления в "одиночные" языковые центры, не состоящие ни в одной из ассоциаций. Дело даже не в том, что такая школа обязательно окажется плохой. Просто гарантий качества меньше, больше вероятность, что вы можете столкнуться с неприятными сюрпризами, а если это действительно произойдет, некому будет жаловаться.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ВЫБИРАЯ ЯЗЫКОВУЮ ШКОЛУ

  • Что входит в стоимость обучения?
  • Какова интенсивность занятий?
  • Каков размер группы?
  • Каков национальный состав групп (много ли русских)?
  • Аккредитована ли школа соответствующими организациями? Какими?
  • Сколько в школе преподавателей? Каковы их квалификации?
  • Какие типы курсов предлагает школа?
  • Каковы условия для самостоятельных занятий (лингафонный кабинет, видеозал, компьютерный класс и т.п.)?
  • Какие дополнительные услуги предоставляет школа и включены ли они в стоимость программы?
  • Каковы варианты размещения, предлагаемые школой? Насколько далеко от школы придется жить?

В КАКОЙ СТРАНЕ УЧИТЬ ЯЗЫК

Английский - Великобритания, Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Мальта, ЮАР

Немецкий - Германия, Австрия, немецкие кантоны Швейцарии, Люксембург

Французский - Франция, французские провинции Канады, Бельгия, французские кантоны Швейцарии, Люксембург

Испанский - Испания, страны Латинской Америки

Португальский - Португалия, Бразилия

Итальянский - Италия, итальянские кантоны Швейцарии