В интернете учат бесплатно. Но пока не у нас...

Текст: Мария Степаненко

 

Интернета когда-то не было. Совсем. А теперь он так прочно вошел в нашу жизнь, что без него, собственно, и жизни нет (уж простите за каламбур). Мировая сеть опутала планету и постепенно стирает границы между странами и континентами. А мировая тенденция к образованию в сети открывает возможности «прикоснуться к вершинам» - прослушать курсы именитых профессоров, скажем, Гарварда или Стенфорда и сдать экзамен. И все это совершенно бесплатно.

 

У них вот так

Нужно всего лишь погуглить простое сочетание слов online courses free - и перед вами уже открыт широкий спектр возможностей получить элитное образование не выходя из дома. Крупнейшие и успешные университеты объединяются и создают огромные порталы для желающих учиться в интернете.


Один из самых известных – Coursera. Имя это уже в некотором роде стало брендом, и пользователи порой гуглят не просто «онлайн-курсы», а «онлайн-курсы как Курсера», а это, согласитесь, что-то да значит. Сайт работает в партнерстве с 33 ведущими вузами, такими как Columbia University, Princeton University, University of Edinburgh, Stanford University и др. и предлагает более 200 курсов в разных областях знаний, будь то компьютерные технологии, бизнес, математика, медицина, биология и т.п. Цель создания этого сайта – предоставить возможность получить образование самого высокого класса не тысячам, а миллионам студентов со всего мира. Создатели надеются, что такое образование поможет людям улучшить собственные жизни, жизни своих семей и – в будущем – общества в целом.

Популярность сайта Coursera растет с каждым днем. И это легко объяснимо. Так как нынешнее поколение студентов больше «дружит» с электронными средствами обучения, чем с бумажными учебниками, обучение в сети им и понятнее, и проще. Добавим к этому отсутствие платы за курсы и лекции действительно известных профессоров топовых вузов. Все слагаемые успеха налицо.

Кроме сайта Coursera, бесплатные программы для студентов собраны на сайтах www.edx.org, www.udemy.org, www.openculture.com, www.udacity.com. Так что выбор и вправду есть.

Все записавшиеся на курсы не только прослушивают лекции, но и выполняют рад работ, тестируют и закрепляют свои знания. Пока не очень понятно, как все-таки проверяются итоговые работы и как избежать ситуации, когда слушатели успевают поискать ответы на вопросы задания в интернете.

Но, вероятно, в скором времени решение будет найдено.

И на вопрос «Как не потратить время на обучение в сети впустую?» - логически последует ответ: выбирайте интересующие вас курсы на известных в мире образовательных площадках. Основные из них мы перечислил
Все курсы читаются на английском языке, и это может стать препятствием на пути россиян к участию в мировом учебном процессе. Но препятствием преодолимым, ведь сейчас английскому обучают повсеместно и практически с пеленок
 
 

Россия: четыре варианта

В ногу с мировыми тенденциями наша система образования шагать вроде бы должна. Но пока не торопится. И онлайн-образование в России все еще строится исключительно на коммерческой основе. Потенциальных студентов завлекают подарками в виде планшетников и других полезных гаджетов. А вот насколько серьезны будут полученные знания – вопрос открытый. И если рассмотреть онлайн-образование в контексте надежности учебного заведения и мотивации самого студента, то вариантов развития событий окажется всего четыре.

Вариант первый, идеальный: добротное профессиональное учебное заведение и высокомотивированный студент. Такое сочетание означает, что знания должного уровня будут получены и усвоены. И обучение принесет только пользу и поможет как профессиональному становлению, так и продвижению в карьере.

Вариант второй: добротное профессиональное учебное заведение и студент без мотивации, считающий обучение в сети самым простым вариантом получения каких-либо знаний. Вывод прост – информация, тщательно подготовленная учебным заведением, скорее всего останется невостребованной (или плохо усвоенной).

Вариант третий: высокомотивированный студент и учебное заведение средней руки. Скорее всего, при таком раскладе объем знаний будет для студента недостаточным и может наступить разочарование в онлайн-обучении как системе в целом.

Вариант четвертый, плачевный: учебное заведение средней руки и немотивированный студент. Может статься, что они даже останутся довольны друг другом, но о знаниях и образовании говорить не приходится.

Не следует забывать, что в рунете пока еще полно шарлатанов, готовых собрать деньги и не выполнить взятых обязательств.

Курсов, которые в интернете читают профессора известных российских вузов – бесплатно и для всех желающих, мной лично пока не найдено.

Хотя тема онлайн-образования так меня заинтересовала, что ждите продолжения в одном из следующих номеров журнала.