Курсы для бизнесменов и профессионалов
Свой набор специализированных курсов имеется практически во всех языковых школах. Назовем самые распространенные из них.
Бизнес-курс (Business Course)
Несмотря на то что наибольшим спросом в мире пользуется бизнес-английский, курсы языка для делового общения имеются во всех странах по любому языку. Эту сферу языка отличает специфическая лексика и наличие характерных устойчивых оборотов, что же касается грамматики, то ее, если хотите, чтобы до собеседника доходили все нюансы ваших сообщений и наоборот, нужно знать в полном объеме. Все бизнес-курсы имеют примерно одинаковое содержание и цель: расширить словарный запас слушателя, научить его правильному употреблению профессиональной терминологии, привить навыки делового общения. При этом курсы различаются по длительности, интенсивности и методам обучения. Занятия могут проводиться индивидуально или в группах. Последние бывают «закрытые» – когда та или иная компания организует обучение для нескольких своих сотрудников – и открытые, в которые могут записаться все желающие. Нередко программы бизнес-английского «шьются по мерке», то есть составляются исходя из потребностей и возможностей студентов. В особенности это касается закрытых групп. Еще до начала обучения программа обговаривается со слушателями, так чтобы преподаватель заранее составил себе представление о целях, которых хочет достичь каждый с помощью курса. Кроме того, перед началом занятий проводится тестирование. С учетом его результатов в предварительно составленную программу обучения вносятся коррективы, в частности, определяется та «доза» общей языковой подготовки, которая входит в курс. Для того чтобы учиться на курсах бизнес-английского, желательна определенная профессиональная подготовка или опыт работы в деловой сфере. Ведь языковые курсы – это не бизнес-школа, и знаний по специальности там не дают. Начинающих на такие программы принимают далеко не всегда.
Бизнес-курсы, как прочие, чаще всего строятся по коммуникативной методике, которая в данном случае имеет свои особенности. В частности, широко используется такой прием обучения, как имитация ситуаций, с которыми слушатель сталкивается в своей работе: презентаций, переговоров, заключений сделок. Большое внимание уделяется аудированию – способности воспринимать иноязычную речь на слух, в том числе по телефону, что гораздо сложнее, чем при живом общении. Чтение и письмо также входят в программу: слушатели читают и разбирают специальные тексты, овладевают навыками деловой переписки, составления отчетов и т.п. А преподают на курсах, как правило, педагоги, которые прекрасно разбираются не только в языке, но и в бизнесе.
Лексические темы, изучаемые на бизнес-курсах, как правило, носят самый общий характер. Это ведение бизнеса, кадры и рабочие места, зарубежные контракты, расценки и отчеты и т.п. Для делового общения, представительства и взаимопонимания этого вполне достаточно. Но чтобы в должном объеме овладеть лексикой, необходимой для серьезной работы в той или иной узкопрофессиональной сфере, этого недостаточно. Для этого служат курсы языка для профессиональных целей, рассчитанные на специалистов в разных областях бизнеса и другой деятельности.
Что касается занятий, они могут состоять из следующих видов учебной деятельности:
- Ролевые игры, имитация рабочих ситуаций и разбор «кейсов».
- Повторение и закрепление грамматических структур и произношения. Особое внимание обращается на интонационные модели, уместные в разных бизнес-ситуациях.
- Приобретение лексического запаса, необходимого для делового общения.
- Практика в лингвистической лаборатории, работа с мультимедийными пособиями.
- Деловое общение по телефону, электронной почте, факсу.
Язык для профессиональных целей (Language for Specific Purposes – LSP)
LSP – курс языка для профессионального общения специалистов разных стран, помогающие овладеть иноязычной профессиональной лексикой и арго. Преподают этот курс (независимо от языка) в общем-то, во всем мире одинаково. Обучение проходит либо индивидуально, либо в маленьких группах (два-четыре человека). Порой по договоренности со школой на учебу приезжает целая группа учеников-сотрудников одной организации, так называемая «закрытая группа» (closedgroup, см. ниже).
Основами языка для профессиональных целей, конечно, можно овладеть и в домашних условиях. Россия не испытывает недостатка ни в курсах такого рода, ни в хороших преподавателях. Однако поездка за рубеж на специализированные языковые курсы даст вам ряд преимуществ, которых вы будете лишены дома.
В первую очередь это общение с коллегами из разных стран, которые будут учиться вместе с вами. Ведь язык для специальных целей (LSP) - вещь сугубо прикладная, ни для чего, кроме работы, он вам не понадобится. И вы сможете приступить к профессиональному общению уже на курсах.
Зарубежные программы LSP, как правило, включают также посещение профильных предприятий, компаний и учреждений, непосредственное знакомство с их работой. Например, в американской школе LanguageAcademy слушатели-юристы, учащие английский, совершают «экскурсии» в полицейский участок, к шерифу, в тюрьму, на судебные заседания, а также слушают лекции специалистов на всяческие животрепещущие темы, например, о подростковой преступности.
Поскольку ни одна профессиональная сфера не стоит на месте, языковые школы вынуждены приспосабливаться к темпам развития техники и бизнеса - ведь язык-то тоже обновляется, вводятся новые понятия, термины и т.п. Поэтому преподаватель LSP должен cам уметь учиться, обладать достаточной гибкостью и трудолюбием, чтобы поспевать за этими изменениями. И, конечно, знать предмет.
Как правило, единой программы для всех не существует. Слушатель сам определяет, что ему нужнее всего (к примеру, научиться вести переговоры, читать литературу, общаться с коллегами, расширить терминологический тезаурус и т.п.) Прежде чем записаться на курсы, вы должны заполнить так называемую needsanalysisform - анкету для анализа требований, где объясните, каково ваше знание английского и что именно вам надо от курсов. На основе этой анкеты для вас будет разработана программа. Она может быть индивидуальной или групповой; возможно и совмещение этих форм занятий. Очень часто на таких курсах работают не совсем обычные преподаватели. Разумеется, все они имеют и специальное педагогическое образование, и опыт преподавания, все требуемые свидетельства и сертификаты. Но, кроме того, это специалисты именно в той области, которую вы приехали изучать. Многие школы стараются ежегодно проводить курсы повышения квалификации для своих учителей LSP.
Обычно на курсы LSP принимаются лица с высоким уровнем знания языка - от Intermediate. Кое-где, правда, принимают и начинающих, но чем хуже вы знаете язык, тем меньший элемент специализации будут содержать занятия - заниматься придется в основном общими аспектами языка. В некоторых школах существуют совсем короткие (от трех дней) программы, готовящие к выполнению узких профессиональных задач, не требующих к тому же особой языковой грамотности и свободного владения разговорной речью. В частности, курсы для телефонных операторов.
Само собой разумеется, что наибольшим спросом у профессионалов и бизнесменов всех стран и народов пользуется английский. Это подтверждают и ежегодные опросы слушателей языковых школ, проводимые журналом LanguageTravelMagazine. Рынок чутко реагирует на спрос, поэтому в англоязычных странах число курсов LSP больше, чем в прочих. Но если вы увидите в перечне курсов, предлагаемых школой, вожделенное EnglishforSpecialPurposes или EnglishforProfessionals, не спешите тут же туда записываться, не выяснив, что скрывается за названием: это может оказаться самый обычный общий курс бизнес-английского. Конечно, навыки делового общения не мешает приобрести, в какой бы узкой сфере вы не специализировались, но ваших проблем такие занятия не решат.
А вот если школа предлагает целый спектр курсов для разных специальностей, или, напротив, специализируется в преподавании языка для какой-либо одной профессиональной сферы, то, скорее всего, здесь к этой разновидности курсов относятся серьезно.
Курсы для «закрытых групп» (Courses for Closed Groups)
Это разновидность обучения языку для профессиональных целей или делового общения. Закрытой группой или корпоративным клиентом называется группа сотрудников одного предприятия, нередко (но не обязательно) одной специальности, отправленная руководством в языковую школу на деньги компании или предприятия. Эта практика очень распространена в зарубежных, а особенно международных фирмах, представители которых работают и в России. В анналах любой уважающей себя языковой школы имеется список корпоративных клиентов, то есть компаний, сотрудники которых целенаправленно обучались языку именно здесь. Для учебного заведения это предмет гордости. Потому что уважающая себя фирма куда попало своих работников не пошлет. Бросать деньги на ветер работодатели не любят.
Закрытые группы приезжают учить язык с конкретной целью не столько получить общие знания, разговорные навыки и запас разговорной лексики, а овладеть именно теми аспектами языка, которые требуются им для работы. Как правило, это курсы краткосрочные – неделя-две, зато с очень высокой интенсивностью занятий. Существуют и сверхкороткие программы – не более пяти дней (см. («ударные» курсы, crashcourses). А самый «ломовой» вариант – это курсы выходного дня, с пятницы по воскресенье. Чем меньше продолжительность обучения, тем больше часов в неделю.
Обучение зачастую не ограничивается аудиторными занятиями, а включает также посещение профильных предприятий, компаний и учреждений, непосредственное знакомство с их работой.
Курс заказывается задолго до прибытия группы, оговариваются профессиональная направленность, тематика, цель занятий, и программа «кроится по мерке» для каждой группы. Спектр корпоративных курсов обычно весьма гибок. Точнее, постоянного «меню» не существует: ведь сегодня заказ поступает, скажем, от издательского холдинга, завтра – от автомобильного завода, а послезавтра и вовсе от парфюмерной компании. Но, кажется, случая, чтобы корпоративного клиента отправили восвояси, в истории языковых школ не было. И преподаватель-специалист находится, и учебные материалы. Если, конечно, это действительно качественная школа.
Курсы для руководителей (Executive courses)
Еще одна разновидность курсов для делового или профессионального общения - программы для топ-менеджеров – executives. Их отличает меньшее число слушателей в группе (4-6 против стандартных 10-12), более интенсивные занятия (до 40 часов в неделю) и более высокий уровень бизнес-подготовки. Такие курсы, как правило, существуют в крупных школах или в тех, что специализируются на преподавании деловых и профессиональных курсов. Преподают на них учителя высочайшей квалификации. Нередко для обучения executives выделяются отдельные помещения в здании школы, и даже отдельные здания, которые порой располагаются в разных «экзотических» местах: загородных домах, старинных особняках и т.п. Такие места выбираются как для того, чтобы привлечь слушателей, так и для того, чтобы прочие, менее мотивированные студенты не отвлекали их от занятий. Учебные помещения для executives бывают оснащены по последнему слову техники. Считается, что у executives все должно быть под рукой, чтобы они не теряли ни минуты драгоценного времени. Слушателям этих курсов предлагаются элитные варианты проживания (пятизвездные отели, квартиры повышенной комфортности) и вообще в языковых школах это своего рода привилегированная каста. Кстати, чтобы записаться на такие курсы, вовсе не обязательно быть топ-менеджером. Главное – заинтересованность именно в такой форме занятий, приличный исходный уровень владения языком и, конечно, финансовая состоятельность, потому что такие программы существенно дороже стандартных. Что понятно – курсы для топ-менеджеров обходятся школе недешево.
Курсы для руководителей проходят в старинных замках и усадьбах
|
На бизнес-курсах имитируются рабочие ситуации
|
Бизнесмены предпочитают мини-группы или индивидуальные занятия
|
Курсы для специальных целей предполагают освоение профессиональной лексики
|