Выбор программы и школы

История вопроса

Сегодня, когда бизнес-образование широко шагает по всей планете и получение степени МВА считается чем-то самим собой разумеющимся, трудно себе представить, что какие-то сто лет назад сама идея обучения бизнесу в университетах считалась недостойной и чуть ли не аморальной. В 1902 году Вудро Вильсон, будущий президент США, а в то время президент Гарвардского университета, был поистине шокирован, когда кто-то из профессоров предложил расширить учебную программу за счет бизнес-дисциплин. «Неужели мы допустим, чтобы в университетах обучали коммерции!» - недоверчиво ахнул он.

Между тем к тому времени первые магистры бизнеса уже получили свои дипломы. Их было мало - всего семеро. И называлась эта степень тогда Master of Commercial Science. Преподавать столь «низкие материи» решились в Дартмут-колледже, расположенном в небольшом американском городке с европейским названием Ганновер. Именно здесь в 1900 году была создана первая в мире бизнес-школа, которую открыл по просьбе президента колледжа Уильяма Такера выпускник Дартмут-колледжа Эдвард Тук, международный финансист и филантроп. Эдвард назвал школу в честь своего отца, Эймоса Тука, также старого дартмутианца, конгрессмена и основателя Республиканской партии. Так возникла Tuck School of Business - на сегодняшний день один из лидеров мирового бизнес-образования.

«Семеро смелых», решившихся получать степень магистра в сомнительном учебном заведении, были бакалаврами Дартмут-колледжа. Обучение стоило $100 в год. Забавно, что занятия поначалу проходили в здании инфекционной больницы колледжа, носившей в народе имя Pest House – «Чумной дом»; лишь на второй год для школы было построено новое здание.

В программу первого года обучения входили новая история, экономика, политология, социология, иностранные языки и культура устной и письменной речи. Эти предметы вели преподаватели колледжа. А вот второкурсников обучали уже люди со стороны - торговец-экспортер, адвокат, президент страховой компании, бухгалтер и т.д. И предметы пошли уже специальные: финансы, страхование, право, городское управление, демография.

Несмотря на неприятие со стороны академических снобов, Tuck School of Business быстро приобрела популярность у студентов и магистерские бизнес-программы стали вводиться и в других университетах. Правда, чему обучать, было не вполне понятно. В программы включали предметы из других курсов, технические дисциплины, бизнес-испанский (поскольку именно испанский тогда считался универсальным языком бизнеса), загадочный предмет под названием «консульская наука», посвященный в основном тонкостью экспорта американских товаров через посольства. А тем, кто не знал, какой курс выбрать, предлагалось нечто туманное, вроде «высшая бухгалтерия и организация бизнеса». Почти сорок лет бизнес-школы лавировали между теорией и практикой, традиционными и специальными предметами, медленно, но верно превращаясь в то, чем являются сегодня.

К 1922 году в США возникло уже 147 бизнес-школ с магистерскими программами, за которыми к 1915 году закрепилось название МВА. В 1919 году в США было 110 выпускников МВА, в 1949 - 4335. А к 1965 их число перевалило за 10 тыс. К тому времени все учебные заведения осознали, что такая программа - настоящее «золотое дно», и стали вводить ее повсеместно, даже не обладая для этого необходимой базой. Доходило до курьезов: как сообщает историк бизнес-образования, профессор университета Ратгерса К. Дэниел, университет Адельфи как-то организовал курс «МВА на колесах», который преподавался в пригородных поездах на пути в Нью-Йорк.

Тогда-то и возникло понятие junk MBA – «мусорная МВА», которая не котируется не только в мире, но и в городе, где она пройдена, и учиться по которой не стоит, даже если тебе за это приплатят. Надо сказать, что таких негодных программ в мире и сегодня хоть отбавляй, поэтому особое значение имеет выбор школы.

В 60-х годах прошлого века программы МВА начали вводить и в Европе. Пионером стал университет Лондона, создавший London Business School. А чуть позднее собственные программы МВА открылись в большинстве ведущих университетов Великобритании и других стран. Стали создаваться и независимые бизнес-школы, многие из которых преуспели больше иных университетских факультетов. Постепенно складывался круг выпускников МВА, который собственно и определил успех этой программы. На сегодняшний день число дипломированных управленцев в мире уже несколько миллионов и продолжает неуклонно расти.

Поначалу европейские программы кроились по американскому образцу, то есть были двухгодичными и отличались академичностью - включали множество теоретических предметов. Позже большинство европейских школ (за исключением, пожалуй, испанских) перешло на годичную программу, носящую ярко выраженную практическую направленность.

География МВА

Американскими и европейскими МВА рынок бизнес-образования не исчерпывается, хотя они и задают тон. При том что цели разных региональных программы МВА во многом идентичны, а содержание включает фактически одни и те же дисциплины, тем не менее у них есть отличия.

Американские программы как были, так и остались несколько перегруженными теорией. Конечно, менеджеру высшего звена не вредно прочитать побольше толстых умных книжек, но слушатель программы МВА - это, по определению, человек с высшим образованием и опытом работы. И может быть, все это он уже читал. И времени на учебу у него не так много. Есть мнение, что годичные программы хороши для людей с экономическим образованием и большим опытом работы, а двухгодичные большее подходят гуманитариям и новичкам в бизнесе, поскольку позволяют основательнее изучить предметы и попрактиковаться во время каникул. Американские программы основательнее, а европейские короче и гибче: здесь больше междисциплинарных курсов, разнообразнее и оригинальнее методы обучения, более интернациональный студенческий состав. Европейские школы бизнеса больше опираются на знания и потребности рынка, чем на стандартные модели и бизнес-ситуации. Другими словами, они учат не только бизнесу вообще, но и решению конкретных задач и проблем, стоящих перед студентом. К тому же, американцы и европейцы по-разному понимают слово «интернационализация», столь важное для современного глобального бизнеса. Для американцев оно означает в первую очередь интеграцию, то есть экономические отношения США с другими странами. В Европе же придают большое значение межкультурным различиям и уделяют большее значение международному аспекту в образовании.

В американских бизнес-школах, которые считаются международными (то есть где классы преимущественно многонациональные), студенты-иностранцы составляют максимум 30-40%. В европейских их число может доходить до 90%. Это естественно: американские школы готовят кадры главным образом для работы в США или американских компаниях за рубежом. Европейские - для службы в международных корпорациях всего мира. Так что выбор школы зависит еще и от того, где вы собираетесь впоследствии работать.

Но как бы там ни было факт остается фактом: в мировых рейтингах МВА безоговорочно лидируют бизнес-школы США. Хороших школ здесь просто несравнимо больше, чем где бы то ни было еще. Америка – родина бизнес-образования и не собирается уступать лавры первенства другим. Но в то же время последние рейтинги свидетельствуют, что у американцев появились достойные конкуренты не только в Европе (кстати, диплом ведущих британских школ у некоторых работодателей ценится выше американского, а, как следствие, и зарплата выпускников выше). В сотню лучших бизнес-школ мира сегодня входят учебные заведения Китая, Индии, Австралии, Сингапура, ЮАР, Южной Корее. Не говоря уж о ближайших соседях – канадцах. Характерная тенденция: число американских бизнес-школ в сотне лучших уменьшается, а количество учебных заведений из других регионов увеличивается.

Сегодня степень МВА можно получить практически в любой точке мира с «живой» экономикой. Например, в Австралии делается акцент на международную составляющую и инновации. По оценкам экспертов, огромный потенциал и у бизнес-школ Азии, где за последние 15 лет бизнес-образование сделало колоссальный рывок вперед. С открытием кампуса INSEAD в Сингапуре конкуренция резко возросла и планка регионального бизнес-образования повысилась. Это подтолкнуло местные бизнес-школы и университеты к улучшению качества программ, выведению их на международный уровень. В результате на них стали обращать внимание работодатели из крупных корпораций и студенты из-за рубежа. Лидирующие позиции на рынке азиатских МВА занимают Китай, Сингапур, Япония и Южная Корея.

Еще более динамично развивается бизнес-образование в Латинской Америке. За последние десять лет здесь появилось огромное число программ МВА практически во всех странах. Но, безусловно, среди них есть лидеры и аутсайдеры. Лучшим школам удалось привлечь к сотрудничеству преподавателей со степенью PhD, полученной в ведущих университетах мира. Таким образом, они получили возможность вести крупные исследования в области бизнеса и экономики в регионе и привлекли к себе внимание бизнес-школ Северной Америки и Европы, которые начали предлагать сотрудничество. Совместные программы с американскими и европейскими учебными заведениями, в свою очередь, дают два диплома и возможность пройти часть курса за рубежом. Ведущие бизнес-школы региона открывают свои филиалы в других странах - это тоже одна из последних тенденций.

Зачем и для кого

На МВА поступают затем, чтобы впоследствии занять более высокую должность, развить менеджерские способности и получить большую зарплату. По статистике, заработная плата выпускников ведущих бизнес-школ вырастает в среднем в 1,5 – 3 раза. В бизнес-школы идут и за связями. Знакомства, которые завязываются во время обучения на МВА, трудно переоценить. Бывшие однокурсники, преуспевшие в бизнесе, преподаватели, знающие всех и вся, крупные чиновники, политики и бизнесмены - все они образуют сеть контактов (network), которая во многом и способствует дальнейшим карьерным и финансовым успехам. Многие поступают на МВА, чтобы сменить работу, сферу деятельности или открыть собственное дело.

МВА – до сих пор самая известная, самая востребованная и самая дорогостоящая программа, которая учит управлять бизнесом. На МВА идут тогда, когда позади и студенческая скамья, и несколько лет управленческой работы. Средний возраст слушателей этой программы – 27-30 лет. Другими словами, МВА – это осознанный выбор вполне сложившихся и успешных людей, которые тем не менее считают, что им надо учиться дальше. И ради этой учебы готовы оставить на год-два работу, стабильный заработок, друзей, семью и родину.

МВА дает более комплексное видение бизнеса, упорядочивает знания и развивает навыки в этой области. Выпускники западных бизнес-школ из числа Top-50 получают подготовку, позволяющую работать в любой точке мира. Важно только помнить, что МВА - не чудодейственное средство. Если у человека нет склонности к бизнесу и управлению, то и по окончании школы она не появится. МВА - это повышение квалификации, предполагающее наличие этой самой квалификации и коммерческих способностей.

Школы и программы

Хотя степень МВА можно получить более чем в 1500 учебных заведениях по всему миру, по-настоящему международное признание имеет диплом первых 50 из них (некоторые эксперты еще более категоричны, уменьшая это число до 25, другие называют «стоящими» первую сотню). Остальные котируются только локально – в своей стране. Чем выше рейтинг школы, тем сложнее туда поступить, но тем больше шансы найти хорошую работу после завершения учебы. Однако есть школы, отнюдь не занимающие верхние строчки рейтингов, но славящиеся той или иной специализаций. Выбирая бизенс-школу, стоит принимать во внимание несколько важных факторов. Это: репутация учебного заведения (место в рейтинге, отзывы выпускников и работодателей), параметры программы МВА (продолжительность, набор обязательных и дополнительных предметов, авторитет преподавателей и пр.), цена, возможность получения кредита на обучение, эффективность работы службы трудоустройства выпускников, количество студентов в целом, процентный состав иностранцев и их национальный состав.

По форме обучения программы делятся на очные (full-time), вечерние (part-time), заочные (distance, online) и модульные (комбинация очных и заочных), более известные как executive МВА и предназначенные для высшего менеджмента.

По наполнению, набору курсов и форме занятий первые три программы отличаются лишь незначительно. Если программа двухгодичная, то первый курс посвящен обязательным предметам, составляющим основу бизнеса (core courses). На втором же изучается 12 или более предметов по выбору (electives). В годичных программах все то же самое «спрессовано» в более короткие временные промежутки. Core Courses - это финансы, бухгалтерский учет, общий менеджмент, маркетинг, производственные процессы, стратегия, количественный анализ, управление персоналом, этика, экономика. Некоторые школы предлагают более гибкие программы, позволяющие комбинировать курсы, или идут дальше, вовсе отказываясь от обязательных предметов.

Кроме основных курсов, в программу включены занятия на развитие практических навыков ведения бизнеса (soft skills), case study (разбор ситуаций из бизнес-практики), работа над реальными бизнес-проектами.

Программы part-time и distance learning, как правило, отличаются от очных тем, что учиться можно без отрыва от работы и, соответственно, не теряя заработка. Это привело к тому, что интерес к ним значительно вырос в последнее время: во многих школах на программы part-time поступает гораздо больше студентов, чем на дневные.

Executive MBA, как было сказано, комбинированный, или модульный, вариант обучения для тех, кто не может или не хочет оставить работу. Программа состоит из нескольких учебных модулей (например, 12 курсов, на каждый из которых отводится шесть недель). Очные занятия-сессии по каждому модулю длятся несколько дней (не больше недели) и проходят раз в полтора-три месяца. То есть если школа находится в другой стране, приготовьтесь к частым учебным командировкам и соответствующим расходам. Продолжительность executive MBA - не менее двух лет. Это самый дорогой вариант МВА, но имеющий ряд неоспоримых преимуществ, а именно: лучшие профессора, эксклюзивные сокурсники, другими словами, все то, что называется элитой.

По содержанию программы МВА делятся на общие (General MBA) и специализированные. General MBA готовит управленцев широкого профиля, и это базовая программа любой школы. Считается, что такой специалист универсален, у него шире выбор сферы деятельности. Выпускники general МВА работают везде: и в промышленном секторе, и в консалтинге, и в банках и финансовых организациях, и в высокотехнологичных компаниях.

Программы со специализацией выбирают те, кто твердо знает, в какой области будет трудиться дальше. Самые популярные специализации МВА - информационный менеджмент, международный менеджмент, маркетинг, предпринимательство, HR, страхование. Как только рождается спрос - появляются и новые предложения (скажем, МВА в области виноделия, спортивного менеджмента и т.д.), а что-то наоборот уходит в тень, как это случилось с недавно столь востребованной электронной коммерцией (e-commerce).

Поскольку международный бизнес ведется на английском языке, соответственно, и МВА преподается на английском. Хотя в Европе (Испании, Италии, Франции) есть и двуязычные программы. Кстати, свободное владение несколькими языками, которое обеспечивают некоторые европейские бизнес-школы, развивает и обогащает студентов, поднимает их в глазах работодателей.

Финансирование

Плата за обучение в бизнес-школах достаточно высока. В лучших школах (Top-25) в общей сложности придется заплатить от 50 тыс.до 120 тыс. долларов. При этом кроме платы за обучение и проживание, медицинской страховки и покупки учебников, студент очной формы обучения должен учесть и так называемые «скрытые издержки» (opportunity cost) - потерю зарплаты. И хотя на двухгодичных программах предусмотрена летняя рабочая практика, она скорее дает опыт и полезные связи, чем компенсирует расходы.

Многие школы практикуют такую форму финансирования обучения, как кредит. Некоторые выделяют небольшое число стипендий (в частности, ряд европейских школ готово финансировать талантливых россиян). Размер кредитов практически полностью покрывает затраты на обучение, включая его стоимость, медицинскую страховку, а также полный комплект учебно-методической литературы и других материалов. Для получения кредита достаточно быть зачисленным в школу, поручительство не требуется.

Срок погашения кредитов составляет от 13,5 до 20 лет. Процент по кредиту небольшой - 7,75 до 11% годовых.

Полезные адреса

www.topmba.com - гид по МВА, информация о выставках World MBA Tour

Bangor University Великобритания
Edith Cowan University Австралия
Stanford University - Университет Стэнфорда
Vancouver Island University Канада