Подготовка и поступление

Нужна ли вам МВА?

Прежде чем поступать в бизнес-школу, надо разобраться со своими желаниями и понять, как их реализовать. Говоря языком МВА, необходимо провести needs assessment (оценку потребностей). Почему вы стремитесь получить именно этот диплом? Ожидаете ли вы существенных изменений в карьере или просто хотите «отточить» свой профессионализм?Имейте в виду, что MBA не в состоянии изменить в лучшую сторону судьбу каждого. Это, скорее, инструмент для достижения определенных целей - например, для перехода из одной сферы деятельности в другую, для продвижения на более высокие управленческие позиции, для открытия собственного бизнеса, приобретения новых связей и опыта.

Важно также понять, готовы ли вы к поступлению в бизнес-школу. У вас должно быть высшее образование, способности к бизнесу и опыт хотя бы 2-3 лет работы в нем, знание английского языка, возможность оставить работу, на 1-2 года уехать из страны. К тому же для обучения по программе МВА требуются немалые финансовые средства (см. ниже).

Выбор места учебы

Если вы четко знаете, чего хотите, и соответствуете всем перечисленным выше критериям, то можно приступать к следующему этапу – поиску подходящей школы и программы. Эксперты советуют использовать все возможные способы – интернет, справочники и журналы, опросы нынешних студентов и выпускников МВА, посещение специализированных выставок (в России проходит около десятка мероприятий в год, посвященных бизнес-образованию).

Изучая ту или иную программу или школу, учитывайте следующие моменты:

- подходит ли вам структура и содержание курса;

- устраивает ли продолжительность и начало занятий;

- нравится ли вам месторасположение школы;

- сможете ли вы туда поступить;

- доступно ли вам это обучение по финансам;

- сколько усилий потребуется для учебы и завершения программы;

- удастся ли вам с этим дипломом найти хорошую работу.

Чтобы ответить на все эти вопросы, придется повнимательней присмотреться к школе и к тому, как там организованы учебные группы и занятия, насколько сильны преподаватели, какие методики обучения используются, с какими крупными компаниями налажено сотрудничество. Все это не узнаешь без посещения учебного заведения. Специалисты сходятся во мнении, что, не увидев школу своими глазами, туда вообще не стоит поступать. Постарайтесь встретиться с директором программы МВА. Очень важно, сможете ли вы найти общий язык и понравиться друг другу. Пообщайтесь с преподавателями, узнайте, что в школе ждут от вас и как это соотносится с вашим будущим. Попросите разрешения поприсутствовать на занятиях, если вам откажут, то это повод задуматься. Так же, как в случае отказа предоставить информацию о выпускниках.

Обратите внимание на то, как к вам относятся в школе. Снисходительно или как к дорогому гостю? Оказывают ли вам всяческую поддержку и отвечают на все вопросы, или вы предоставлены сами себе. И, наконец, оцените школьную атмосферу, уровень жилья и социальной программы для студентов. Ведь вам придется здесь жить как минимум год.

Выберете 8-10 школ, из них - 2-4 престижные, поступить в которые сложно, 2-3 менеепрестижные, кудапоступитьлегче, иеще в 2-3 школы "прозапас", вкоторыевыпоступитенаверняка. Хотя некоторые эксперты все же не советуют очень сильно полагаться на рейтинги, считая их «дезориентирующими» и «сбивающими с толку».

Подготовка документов

Когда выбор сделан, настает черед заказа подробных каталогов и документов для поступления. Делается это, как правило, одним из двух способов - либо отправляется почтовый запрос в приемную комиссию, либо заполняется специальная форма на сайте школыв интернете. Документы приходят в срок от двухнедель до трех месяцев.
Параллельно необходимо начать подготовку к тестам, без сдачи которых поступление в бизнес-школы невозможно - TOEFL и GMAT, и собирать документы о полученном образовании. Их нужно перевести на английский язык, сделать транскрипт, (подробную выписку из зачетно-экзаменационной ведомости, содержащую информацию о прослушанных курсах и полученных оценках) и заверить их в университете. Вместе с тем каждая школа требует две-три рекомендации от преподавателей и работодателей. При этом более важно не то, кто ва срекомендует, в смысле его должности и общественной звестности, а на сколько рекомендующий давно и близко знаком с вами и на сколько его рекомендация согласуется с тем, что следует из других документов и ваших характеристик.

Самым важным этапом подготовки документов считается написание эссе - сочинения на заданную бизнес-школой тему. По оценке специалистов и директоров приемных комиссий, оно оказывает наибольшее влияние на решение о зачислении в школу, поскольку считается, что в эссе человек проявляется в большей степени. Темы могут быть самыми разными - от прагматичных типа «Чего вы добились в своей карьере?» или «Почему хотите поступить в нашу бизнес-школу?» до таких необычных, как «Где и с кем вы хотели бы провести лучший отпуск в своей жизни?» или «Как бы вы потратили 10 миллионов долларов?».

Одна из самых распространенных тем эссе - «Почему вы хотите получить МВА в нашей школе и именно в данный момент вашей жизни? И что вы будете делать, если вам окажут?». Ответ на главный вопрос бизнес-школы Why an MBA? состоит из пяти частей, относящихся к вашему прошлому, настоящему и будущему:

- какой предыдущий опыт привел вас к мысли о МВА;

- почему именно на данном этапе вашей карьеры;

- что вы собираетесь делать с этим дипломом в будущем;

- почему вы хотите учиться именно в этой школе;

- почему именно МВА?

Соответственно все эти пять пунктов и надо отразить в эссе. Все что, хочет узнать приемная комиссия, как ваше прошлое связано с вашим будущим через бизнес-школу. Причем надо обрисовать не только ближайшую (по окончании школы), но и далекую перспективу и объяснить, как на нее будет работать МВА. Только не стройте «планов громадье», будьте реалистом. С другой стороны, избегайте банальностей типа «хочу стать консультантом» - это стопроцентный «пролет». Сконцентрируйтесь на том, что, как вам кажется, сможет вас выделить на фоне других. Обозначьте одну главную цель, которую можно назвать вашей мечтой и ради которой вы готовы на все. И главное – будьте самим собой, не пытайтесь угодить комиссии, это залог успеха.

Подача заявления

Получив пакет документов из школы, надо заполнить их и отправить обратно. Пакет документов для большинства бизнес-школ стандартный: заявление, заполненные анкеты, рекомендации, заверенные копии дипломов, результаты тестов TOEFLи GMAT, эссе. Лучше воспользоваться курьерской почтой. И не забудьте про дедлайны! Некоторые школы принимают и рассматривают заявления круглогодично и дают ответ в течение 4-8 недель со времени получения документов. Но учебный год у них все равно, как и везде, начинается в сентябре, и понятно, что если документы придут в школу, например, в августе, маловероятно, что вы успеете к ближайшему учебному году.

Однако подавляющее большинство школ все же устанавливает сроки подачи заявлений, причем устраивает, как правило, три раунда, обычно в ноябре, январе и марте. Это значит, что подав документы в один из этих сроков, у вас есть все шансы начать учиться в сентябре. На этом этапе школы принимают и отбирают досье кандидатов.

Попав в приемную комиссию, документы обычно сортируются по трем категориям: определенно «да», может быть и определенно «нет». Если ваша папка попадает в категорию «да», то уже остается в ней навсегда, и для других претендентов остается меньше места. Это должно натолкнуть вас на мысль о том, что чем раньше вы подадите документы, тем лучше, тем больше у вас шансов на поступление.

Лучшие школы получают более 5 тыс. заявлений на 500 мест. В первый раунд, в середине ноября, все 500 мест, как правило, свободны. Приемная комиссия начинает предлагать их лучшим кандидатам из первого захода. К середине января, то есть ко второму раунду, остается примерно 300 мест, а к марту и того меньше – от 80 до 150. Если учесть, что многие тянут до последнего, и именно в марте школы получают огромное количество заявок, то можно себе представить, насколько вырастает конкурс в третьем раунде!

Но, как было сказано, важно не только подать пакет документов как можно раньше, но и составить его так, чтобы вас точно взяли. Надо иметь в виду, что в отличие от других программ, успешно поступление на МВА отнюдь не зависит от среднего балла диплома и экзаменационных оценок. Конечно, важно набрать высокое число очков по GMAT, но это отнюдь не гарантирует зачисления. Вообще не существует какой-то магической формулы поступления в топ-бизнес-школу. Отбирая кандидатов, школа обращает внимание на три момента – академические способности, профессиональный опыт и личность поступающего. Только удачная комбинация всех этих трех характеристик может гарантировать успех.

ВРЕЗКА

12 шагов на пути к МВА

1. Разберитесь с собой. Если вы четко знаете, чего хотите и зачем вам для этого нужен диплом МВА, считайте, что вы уже одной ногой в школе

2. Продемонстрируйте свои достижения. Приемная комиссия ориентируется на ваши прошлые успехи, они служат индикатором будущих достижений и вашего потенциала

3. Лидерские качества и опыт. Лидерство – это способность мотивировать и организовывать других для достижения общих целей. Это главное менеджерское качество и ключ к успеху. Не забудьте продемонстрировать его наличие у вас.

4. Докажите, что вы лучший. Вы высокого мнения о себе, но приемной комиссии требуются доказательства. Это могут быть продвижения по службе, награды, бонусы и т.д., в конце концов истории и анекдоты про вас тоже могут сослужить службу

5. Выделяйтесь из толпы. Даже если вы не сильно отличаетесь от других кандидатов, найдите способ выделиться, указать на свои особенности

6. Четкие, интересные и амбициозные цели. Приемную комиссию ни в коем случае не привлечет кандидат, который не знает толком, чего он хочет. Вашей целью должно быть что-то важное и значимое, что не может не вызывать уважение.

7. Расскажите о себе. Не пытайтесь угодить комиссии, будьте собой. Если ваш профайл составлен правильно, вы можете попасть куда угодно

8. Не хвалите школу. Они и так знают все свои сильные стороны. А вот что они хотят узнать, чем вы можете быть интересны данному учебному заведению

9. Не пытайтесь казаться сверхкомпетентным. Если вы и так все знаете и умеете, зачем вам школа?

10. Ваша индивидуальность. Продемонстрируйте приемной комиссии свой характер, личные качества, эмоции, самооценку

11. Ваша уникальность. То, что можете сказать только вы и никто другой, и есть ваша уникальность

12. Пытайтесь понравиться. Люди всегда выбирают тех, кто им нравится, и приемная комиссия тут не исключение

ВРЕЗКА

Поступления в западную бизнес-школу: последовательность действий

1. Запросите форму заявления и список необходимых документов в интересующей вас школе.

2. Подготовка к GMAT и TOEFL

На подготовку уходит от одного до шести месяцев в зависимости от вашего уровня языка. Помните, что этот тот элемент досье, на который вы можете повлиять, сделав его наиболее привлекательным. Ведь приукрасить ваше образование и опыт работы не получится.

3. Начните работу над эссе:

- выявите собственные достижения, сильные и слабые стороны

- обозначьте свои цели и задачи, зачем вам нужна МВА.

4. Получите рекомендательные письма:

- выберете нужных людей, чьи рекомендации имели бы вес

- предложите им пообедать вместе, чтобы обсудить содержание писем. Сообщите им обо всех своих успехах и достижениях, подготовьте для них копии всех собранных документов на поступление, расскажите о школе и программе, подскажите, на чем надо сделать акценты в рекомендациях. Самое главное: не забудьте уточнить сроки подготовки писем. Правила хорошего тона требуют, чтобы с подобной просьбой вы обращались к человеку не менее чем за полтора-два месяца. Через месяц можно позвонить и поинтересоваться, как продвигается дело.

5. Подготовьте выписку из диплома (транскрипт). Узнайте в школе, в какой форме она требуется. Имейте в виду, что на перевод и заверение может уйти около двух месяцев.

6. Сдайте экзамены GMATиTOEFL. Помните, что официальные результаты выдаются не сразу, на их получение тоже требуется время.

7. Закончите работу над эссе:

- попросите друзей и коллег, мнению которых вы доверяете, перечитать и оценить работу;

- обратитесь к профессиональному консультанту по МВА, чтобы он помог довести эссе до совершенства.

8. Соберите все документы вместе и отправьте их в школу:

- рассчитаете время, чтобы пакет пришел не позже указанного школой срока;

- посылайте только заказное письмо с уведомлением о получении;

- сделайте копии всех документов для себя.

ВАЖНО: Из всего сказанного выше следует, что даже если вы очень хорошо подготовлены, у вас есть рекомендатели, и вы в состоянии быстро написать грамотное эссе на английском, вам все равно потребуется не меньше трех месяцев, чтобы собрать и отправить полное досье. Как правило, на весь процесс – от выбора школы до поступления в нее – уходит не меньше года, а зачастую и больше.

Stanford University - Университет Стэнфорда (США)
Technische Universität München
University of Leeds Великобритания
University of South Florida (США)