Британcкие студенты выбирают журналистику, а иностранцы - бизнес

 

Британское Агентство статистики высшего образования (HESA) и издание Times Higher Education (THE) провели анализ студенческих предпочтений за последние 15 лет и выяснили, какие специальности приобрели особую популярность за это время, а какие, напротив, вышли из моды.

 

Напомним, что политика предыдущего британского премьер-министра Тони Блэра была нацелена на расширение сектора высшего образования и увеличение числа студентов. В 2012-2013 учебном году, когда цена обучения была повышена до £9 тыс., интерес к высшему образованию несколько снизился, однако, похоже, университеты ждет новый «бум». В декабре министр финансов Джордж Осборн заявил, что ограничения на количество мест в университетах будут сняты. В то время как приемные комиссии с нетерпением ожидают возросшего потока абитуриентов, THE решило, основываясь на данных HESA, выяснить, какие именно отрасли выиграли от предыдущего студенческого «бума», какие специальности пользовались популярностью, какие, напротив, теряли престижность.

Рассматривались статистические данные по Британии с 1996-1997 по 2011-2012 учебный год. Информация касается как британских, так и иностранных студентов очных и заочных отделений, дипломных и последипломных программ.

Мечтая о гламурной карьере

Этот период ознаменовался подъемом «новых» специальностей, прежде бывших в «загоне», а теперь далеко обогнавших традиционные университетские дисциплины. Одна из таких «выскочек» - специальность «средства массовой информации», интерес к которой, как ни парадоксально, растет на фоне растущего недоверия к самим средствам массовой информации.

В 1996-97 учебном году эту специальность изучало лишь 6890 студентов – меньше чем историю искусств. Но к 2011-2012 их число выросло на 360% - до 31860 (12% - студенты последипломных программ). Таким образом, дисциплина обогнала машиностроение, биологию и химию. «Это такой интересный предмет, - утверждает Салли Фельдман, которая до 2012 года была деканом факультета медиа, искусств и дизайна Вестминстерского университета, одного из первых начавшего преподавать этот предмет. – Ведь медиа – барометр и зеркало нашего общества». При этом она признает, что немалую роль в популярности профессии играет мечта о «гламурной» карьере на телевидении. «Если спросить нынешних молодых людей, кем они хотят стать, вам ответят: футболистом или ведущим на МТВ», - добавляет С.Фельдман.

Правда, по ее мнению, название «средства массовой информации» так обобщенно, что уже практически ничего не означает. Поэтому Вестминстерский университет исключил его из списка дисциплин, предлагая вместо этого дипломные курсы по журналистике и массовым коммуникациям, по PR и рекламе.

Однако смена названий не повлияла на рост числа студентов. Количество журналистов за исследуемый период выросло в пять раз – с 2240 до 12870 (17% - последипломники), а изучающих издательское дело стало втрое больше.

 

 

Ароматерапия – тоже профессия

В 2002-03 учебном году методика исследований HESA несколько изменилась – в список вошли дисциплины, которые прежде не рассматривались сами по себе. Таким образом в период лейбористского правления на сцену «ворвались» новые сферы специализации. Например, в 1996-1997 специальность «исследования в области спорта» вообще не существовала, зато к 2011-2012 ее изучало 42790 студентов – рост по сравнению с 2002-2003 составил почти 150%.

Нетрадиционную медицину – дисциплину, также введенную в список HESA в этот период, сегодня изучает более 7 тыс. студентов, по сравнению с неполными 3 тыс. в 2002-03, - статистика, которая должна заставить задуматься противников этой специальности. Такого же уровня достигло число желающих изучать писательское мастерство.

«Туризм, транспорт и путешествия» - еще одна введенная в 2002-03 категория – насчитывает сегодня более 33 тыс. студентов, рост за 9 лет составил почти 300%. «Кино- и фотоискусство» также было добавлено в список, и сегодня его изучает около 23 тыс. человек.

А вот предмет «исследования в области гольфа» в отдельную категорию не выделен. Это так называемый «курс для Микки-Мауса» - такое выражение по отношению к «бесполезным» программам в 2003 году ввела в обиход Маргарет Ходж, бывшая тогда министром, отвечавшим за непрерывное, дальнейшее и высшее образование; однако она не объяснила, к каким именно курсам относится это определение. Зато приверженцем подобных курсов и их необходимости для рынка труда был Борис Джонсон, тогда теневой министр высшего образования, а ныне мэр Лондона. Так, в 2007 году он отметил: «Мы можем смеяться над дипломами в области ароматерапии или коневодства, но ведь это такие же профессии, как право или медицина…»

По слова С.Фельдман, точно также смеялись над предметом «английская литература», когда он был введена в 19 веке, и над социологией в 1960­-е.

Психология выбора

Однако указанный период характеризуется не только лавинообразным ростом новых дисциплин. За это время общее число студентов высших учебных заведений в Британии выросло на 42,2%, причем многие «традиционные» гуманитарные науки приобретали даже большую популярность среди студентов. Например, число студентов-политологов выросло на 125%, экономистов – на 75%. Классическая филология, хотя это и сегодня не самая модная дисциплина (всего 5205 студентов в 2011-12), все же вдвое увеличила число своих поклонников. Огромным спросом пользуется психология – более 90 тыс. студентов в 2011-12, против 33430 в 1996-97. Во всех вышеперечисленных четырех специальностях наблюдался устойчивый рост.

Несмотря на «большие скачки» в других учебных областях, не всегда дело обстоит так, как выглядит на первый взгляд. В 2002-03 в HESA также был изменен способ подсчета двойных степеней: не исключительно по «основной» специальности, но учитывая каждую в отдельности.

Так, число студентов, выбравших для изучения английский, подскочило на 115% с 1996-97. Однако в основном рост начался после того, как метод подсчета изменился, вполне вероятно, что многие просто изучают английский в дополнение к другой, основной дисциплине. То же может касаться истории и философии – учитывая, что например, число «философов» увеличилось на 119% с 1996-97 по 2002-03, но всего на 22% после 2002-03.

Иностранные языки как специальность тоже пережили мнимый взлет: если с 1996-97 до 2002-03 число изучающих французский выросло на

50,4%, немецкий на 45,2%, а испанский - на 237%, то после этого картина изменилась: французский потерял 14,2%, немецкий 17,1%, а испанский набрал всего 9,1%. И только число изучающих китайский выросло в три раза.

 

 

Бизнес всему голова

Оказалось, что ситуация в гуманитарных науках гораздо более благоприятная, чем в естественных и технических, для изучения которых требуется лабораторное оборудование. Так, зачисление на факультеты физики выросло всего на 26%, биологии – на 22%, а на специальность «молекулярная биология, биофизика и биохимия» - на 34,3%. А вот химия оказалась единственной специальностью, спрос на которую упал, так что несколько университетов вынуждены были закрыть химические факультеты. По мнению Джима Айли, директора по образованию и науке Королевского химического общества, это произошло потому, что многие смотрят на химию как на науку, ведущую к загрязнению окружающей среды, к возникновению экологически опасных производств, несмотря на то что химическая промышленность сегодня использует высокие технологии, - и привычный «имидж» лишь постепенно сменяется другим – химии как высокотехнологичной науки. Лишь после 2002-03 химия стала набирать популярность, как, впрочем и другие «лабораторные» науки.

Факультеты инженерного дела и математики с 1996-97 набрали всего на 21% больше студентов, причем 22% от их общего числа – иностранцы. Зато если брать математику отдельно, число студентов выросло на 134% с 1996-97.

А наиболее популярными специальностями на протяжении всех 16 лет оставались бизнес и администрирование. К 2011-12 этот сектор насчитывал 363860 студентовs (64-процентный рост с 1996-97), из которых 211670 изучали бизнес-дисциплины. Причем две трети роста произошло за счет иностранцев.

Новый бум не за горами

В отличие от многих других стран, где существуют централизованные системы планирования образовательного сектора, в Британии университеты могут расширять и сокращать набор на те или иные специальности в зависимости от спроса. Но, задаются вопросом некоторые специалисты, имеет ли смысл такая система, учитывая «перепроизводство» выпускников в одних областях (журналистика) и нехватку в других (техника и естественные науки)? Сэр Питер Скотт, профессор в области высшего образования Института образования Лондонского университета, считает, что имеет. «Меня не удивляет популярность бизнеса и менеджмента, творческих и связанных с культурой профессий, включая презренную журналистику. Ведь они входят в число самых важных сфер экономической активности 21 века, - говорит он. – Университеты гораздо лучше представляют себе студенческий рынок, а студенты – то, какие специальности позволят им наилучшим образом трудоустроиться, чем большинство политиков».

THE заканчивает свой обзор на мажорной ноте. При всех хитросплетениях сегодняшней академической жизни Британии, все специальности, за исключением химии, пережили рост числа студентов в период с 1996 по 2011-12 учебный год. Какая еще область британской общественной или частной жизни может похвастаться такими успехами? И если верить Джорджу Осборну, непосредственно после выборов 2015 года британское высшее образование ожидает новый взлет.

Источник: David Matthews, Times Higher Education