«Онлайн-курсы — это круто, чтобы апгрейдить себя…»

Татьяна Ширина, студентка Харьковского национального экономического университета, прошла онлайн-курсы на платформе Coursera «Основы бизнес-стратегии» и «Критическое мышление в условиях глобальных вызовов» и поделилась своими впечатлениями от столь модной и популярной сегодня формы обучения.

 

— Откуда вы узнали о данном ресурсе online-образования?
— Я подписана на многие рассылки от организаций студентов-активистов. В одной из них и была ссылка на три самых популярных ресурса online-обучения. Это привлекло мое внимание. Далее читала статьи в Forbes. Идея меня увлекла и даже вылилась в научную работу, которая победила на конкурсе стипендиальной программы фонда В. Пинчука «Завтра.ua». Тема работы: «Оnline-обучение: эффективность и перспективы».
Меня привлекла возможность послушать именно зарубежных лекторов. Хотелось познакомиться с подходом к тем или иным вопросам, характерным для Европы или США. Могла сравнивать, так как слушала подобные курсы в родном университете в более расширенном варианте, чем на Coursera.

— Может ли, с вашей точки зрения, использование ресурсов вроде Coursera стать альтернативой современной государственной системе образования?
— Нет, полноценной заменой формальному образованию подобные ресурсы стать не смогут. Во-первых, современная школа и вуз, кроме знаний, дают человеку опыт социальной коммуникации, учат его строить социальные связи. Чат — неполноценная замена живому общению. Но это, как я считаю, не самый большой минус существующих предложений online-образования.

Во-вторых, никто не может дать гарантий, кто и от чьего имени сидит за компьютером. Нет абсолютно никакой проверки личности.

Третья проблема — глубина знаний, получаемых от видеолекций. Количество часов в университете, выделяемых на теорию и практику, гораздо больше, чем 2–3 часа в неделю, необходимые на просмотр лекции и выполнение задания к ней. Для меня во время лекции важно обмениваться мнением с преподавателем, задавать вопросы, обсуждать идеи. В условиях online-обучения такой возможности нет. Практически отсутствует обратная связь, преподаватель редко отвечает на вопросы в чате, это и понятно, так как курс вместе слушают несколько десятков тысяч человек.

— А устраивает ли вас количество курсов? Можно ли проводить некоторые параллели с университетским образованием?
— В сравнении с вузовской программой подготовки экономиста курсов на портале, конечно, мало. Затрагиваются частности, отдельные аспекты. Это к вопросу о том, что online-образованию не хватает глубины. Но это круто, чтобы апгрейдить себя, дописать пунктик в резюме. Но полноценного образования Coursera не заменит.

— Нашли ли вы что-то суперновое, в корне отличающееся от предложений вузов?
— Ничего супернового в плане методики преподавания не было. Видеолекция не способна передать эмоциональный посыл, контроль лектора над аудиторией, поэтому и оценить его педагогическое мастерство сложно. Могу сказать, что у меня в университете были преподаватели не хуже и, кроме того, за счет непосредственного общения они вдохновляли на работу вне аудитории.

С эстетической точки зрения видео были приятны. У всех лекторов безупречный английский. Хорошо, что есть возможность его слушать, да еще на профессиональные темы.

Разные курсы на Coursera предполагают разную активность. На одном курсе, который я не закончила, к сожалению, давали прикладные задания. Преподаватель описывал инструментарий и предлагал его использовать для анализа конкретных объектов. Мне это нравилось, заставляло задуматься, так усваиваешь материал лучше, чем если просто прослушать видео на 15 минут и сразу после него заполнить тест. Coursera и подобные порталы — хороший элемент бесплатного саморазвития.

— Как вы считаете, сертификат о прохождении курса более полезен с точки зрения «пунктика в резюме» или прикладных знаний?
— Трудно сказать… В резюме, конечно, красиво смотрится запись «прошел такой-то курс такого-то профессора такого-то зарубежного университета». Но далее следует собеседование и собственно работа, когда надо применять приобретенные знания.

— Какой из прослушанных курсов вы могли бы порекомендовать студентам-экономистам?
— Курс по бизнес-стратегии Майкла Ленокса из университета Вирджинии. Этот курс понравился тем, что автор приводил классные примеры из личной практики.

— Как вы оцениваете перспективы online-образования?
— Считаю, что на Давосском филантропическом форуме была высказана правильная мысль: online-образование не может быть когнитивной революцией. Но оно позволяет подать знания «под нужным соусом». Ведь потребителю лень читать книжку, а смотреть видеолекцию гораздо проще. Плюс самооценка поднимается от того, что ты как бы соответствуешь передовым образовательным стандартам.

Беседовала Евгения Комиссарова

По материалам сайта http://www.science-community.org