Монументальная опера под небом Вероны

Текст: Елена Коптелова

C 21 июня по 7 сентября в Вероне состоялся очередной, 97-й по счету, оперный фестиваль Arena Opera Festival. Новое руководство фестиваля во главе с интендантом Чечилией Газдиа намерено возродить его былую славу и статус главного музыкального события года, пригласив мировых звезд первой величины и включив в программу несколько знаковых постановок, таких как авторские версии «Травиаты» и «Трубадура» легендарного Франко Дзеффиррели, «Аида» в исторических декорациях 1913 года и задумке «железного сержанта» итальянского театра Джанфранко де Бозио, юбилейный вечер Пласидо Доминго, симфоническую кантату Карла Орфа «Кармина Бурана» и современный танец в исполнении прославленного Роберто Болле.

 

И все это – в обрамлении античного амфитеатра с потрясающей акустикой под звездным небом одного из самых романтичных городов Италии, куда Шекспир поместил своих Ромео и Джульетту. Арена-ди-Верона, безусловно, придает фестивалю особую силу и мощь, оставляя незабываемое впечатление независимо от происходящего не сцене.

Арена была возведена в самом конце правления императора Августа, около 30 года нашей эры, для массовых зрелищ - гладиаторских боев, морских сражений и цирковых представлений. В Средние века здесь жгли еретиков и устраивали рыцарские турниры, а с 18 века - корриду. В 19 веке в стенах римского амфитеатра в Вероне, который, кстати, считается одним из наиболее сохранившихся в первозданном виде, наконец зазвучала музыка. Сначала, в 1822 году, прошел концерт, которым дирижировал Джоакино Россини, а в 1859 году исполнены первые оперы - «Севильский цирюльник» и «Любовный напиток».


Впрочем, почти сразу стало понятно, что монументальные естественные декорации требуют таких же монументальных постановок. Поэтому неудивительно, что столетие Джузеппе Верди было решено отметить оперой «Аида», поражающей своей зрелищностью, и использовать для этого необозримое пространство античного амфитеатра, способного вместить до 30000 зрителей. Идея пришла в голову прославленному оперному певцу и уроженцу Вероны Джованни Дзенателло и была поддержана его коллегой Оттоне Ровато и молодым дирижером Тулио Серафином. Так 10 августа 1913 года началась история оперных фестивалей в Арене.

За более чем столетнюю историю фестиваль пережил взлеты и падения, бурю восторгов и шквал критики, но он по-прежнему продолжает привлекать миллионы людей со всего мира и очаровывать своей неповторимой атмосферой. Это особый ритуал, который начинается задолго до спектакля: пройтись по узким улочкам старого города, демонстрируя себя, свой наряд и своих спутников, отдельное искусство, называемое у итальянцев farsi vedere, вырулить на главную площадь Пьяцца Бра, занять лучшее место в одном из симпатичных кафе по соседству с Ареной, заказать неизменный оранжево-красный аперитив, в котором так много позитива, и за разговором об опере (если повезет, а, скорее, просто за праздной болтовней) любоваться произведением древнеримских мастеров.

А в этом году было что обсуждать. Впервые своим вниманием фестиваль почтила Анна Нетребко, выступившая вместе с Юсифом Эйвазовым в главных партиях трех первых показов оперы «Трубадур». Вернулся «блудный сын», некогда первое лицо Арены-ди-Вероны, легенда итальянского театра и современной истории Италии в целом Джанфранко ди Бозио, а точнее, его постановка вердиевской «Аиды», инспирированная исторической версией 1913 года. 50-летний юбилей с момента первого появления в Арене отметил Пласидо Доминго, исполнивший главные партии в двух операх и давший в один из вечеров сольный концерт. Билеты на него, как и на Нетребко, были раскуплены задолго вперед, а раздутый американцами скандал вокруг его имени лишь подкрепил желание итальянцев слушать его и дальше. Новый контракт с синьором Доминго уже заключен на следующий Arena Opera Festival, который пройдет с 13 июня по 5 сентября 2020 года.

Снова будет «летать» над сценой в следующем году и Роберто Болле со своим шоу Roberto Bolle and Friends. А еще год спустя обещают вернуть и впечатляющую натурализмом и масштабом «Кармен» в постановке Дзеффирелли, ту самую, когда на подмостках Арены вырастает настоящая Севилья, населенная немыслимым количеством персонажей, занимающих все пространство сцены и вплотную подступающих к публике с их шатрами, коврами, домами и животными - настоящими лошадьми, осликами, козами, собаками и гусями. Пока же этим летом давали «Кармен» в интерпретации аргентинца Хуго де Ана, решившего перенести действие новеллы Мериме в Испанию эпохи гражданской войны 30-х годов прошлого века и сделав акцент на борьбе женщин за свои права, не изменив при этом ни слова из оригинального либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви 1874 года.

В планах на следующий год и организовать гала-вечер и специальный концерт со звездами мировой оперной сцены. Кто приедет, пока неизвестно. Но совершенно точно известно, что Арена-ди-Верона всегда открыта для талантов из разных уголков планеты. Национальный состав музыкантов и артистов, задействованных в фестивале, впечатляет: это и почти все пространство бывшего СССР, и Ближний Восток, и Азия, не говоря уже о Европе и Америке. На мраморных ступенях римского амфитеатра, имеющих по античной традиции 44 яруса, может уместиться более 30000 зрителей. Все они были забиты под завязку лишь однажды (если не считать времена гладиаторских боев и охоты на ведьм) – в 2012 году, во время прощального концерта Адриано Челентано, все билеты на который были проданы за 30 минут. И хотя у оперного фестиваля в Арене-ди-Верона тоже неплохие цифры – полмиллиона слушателей ежегодно, а количество мест на одно представление в целях безопасности ограничено 15 тыс., можно пожелать, чтобы каждая оперная постановка собирала аншлаг, а сам фестиваль радовал обновленной программой, открытием новых звезд и интересными сценическими решениями.

АРЕНА-ДИ-ВЕРОНА В ЦИФРАХ

Самый большой оперный театр в мире

  • Высота – 31 м
  • Размер амфитеатра –  140 х 100 м
  • Количество мест – 30 000
  • Количество зрителей за сезон – более 400 тыс.
  • Количество артистов и персонала – 1200 человек
  • В постановках используется более 4500 костюмов

Благодарим пресс-службу Fondazione Arena di Verona за приглашение на фестиваль и помощь в подготовке материала