Уровень владения английским в мире: Россия на 31 месте

В ноябре этого года международная образовательная компания EF Education выпустила очередной, третий по счету, «Индекс EF 2013» - результаты исследования о владении английским языком в мире. Россия показала значительный рост и обогнала Францию и Италию, но по-прежнему осталась в группе с низким уровнем английского языка.

 

 

За 6 лет было протестировано 5 млн. человек из 60 стран и на основе этих данных составлен рейтинг. Как выяснилось, лучше всех говорят по-английски в Швеции, Норвегии и Нидерландах. В семерке лидеров также Эстония, Дания, Австрия и Финляндия, в основном страны Северной Европы, где хорошее знание английского дают школа и англоязычные фильмы без дубляжа. Во всех этих странах английский является фактически вторым родным, во всяком случае, большинство населения владеет им на достаточном уровне для общения, работы и учебы.

Хороший результат показали и три страны Восточной Европы – Польша, Венгрия и Словакия, которые разместились на 8-10 строчках рейтинга. В целом, все страны-лидеры представляют Европу. В их число вошли только две азиатские страны – Малайзия и Сингапур, и ни одной из других неанглоязычных частей света.

Индекс составлялся на основе результатов сдачи открытого онлайн-экзамена по английскому языку EF Test of English, пройти который и узнать свой результат может каждый, кто имеет доступ в интернет. Учитывались и результаты тестирования, которое проводится во всех 400 школах EF, расположенных в 55 странах мира. Конечно, это исследование не может претендовать на абсолютную репрезентативность и точность, тем не менее позволяет судить о знании английского языка в разных странах.

По данным исследования, Россия оказалась лишь на 31 месте, войдя в группу с низким уровнем владения английским языком. Но при этом опередила Францию и Италию. Впервые в индексе этого года проанализировали динамику владения языком за 6 лет, благодаря чему появились данные о росте и снижении этого показателя в разных странах. Безусловный положительный момент – Россия вошла в восьмерку стран с самым значительным ростом (вместе с Турцией, Казахстаном, Венгрией, Индонезией, Вьетнамом, Бразилией и Индией). В то время как та же Франция, как и арабские страны - Саудовская Аравия, Алжир, Катар и Иран - показали наибольшее снижение.

 

 

Авторы исследования не просто проанализировали знание языка, но и связали его с благосостоянием страны и ее жителей, а также готовностью государства инвестировать в обучение иностранным языкам, увидев здесь прямую зависимость. Так, Норвегия с самым высоким уровнем жизни демонстрирует и очень высокий уровень английского, а Ирак, оказавшийся в самом конце рейтинга, и по уровню жизни находится где-то внизу. Страны Латинской Америки в основном расположились в группе с очень низким уровнем английского (лучший результат у Коста-Рики, Бразилии, Перу и Мексики – места с 37 по 40 соответственно), и это, по мнению составителей индекса, «остается их главным конкурентным недостатком». Бесспорно, что знание английского языка дает человеку определенные преимущества в карьере, заработке и, как следствие, качестве жизни, но все же вряд ли стоит проводить прямую связь между экономической ситуацией в стране и владением иностранными языками ее гражданами. Например, Эстония, по данным индекса, входит в пятерку лидеров по уровню английского языка, но не является таковой по уровню жизни. Скорее, очевидна обратная зависимость: в сложных условиях и во время кризиса люди активнее начинают учить иностранные языки, чтобы иметь конкурентные преимущества у себя в стране или за ее пределами.

Есть и общие для всех факторы влияния, главные из которых – глобализация, мобильность и интернет. Но в каждой стране могут быть и свои причины, влияющие на изучение английского языка. На презентации «Индекса» представители российского офиса EF рассказали о том, что, по их мнению, стало причиной значительного прогресса в английском языке в нашей стране.

 

Шесть лет назад по уровню английского Россия была слабее всех европейских стран, а сейчас опережает многие из них. Как сказала президент по академическим разработкам EF Россия Беата Шмидт, изменилось отношение к иностранным языкам не только со стороны отдельных людей, в частности молодого поколения, которое больше путешествует, общается, пользуется интернетом, но и со стороны государства. Началось все с выступления президента Путина на заседании Олимпийского комитета в Гватемале в 2007 году. Напомним, что тогда он произнес речь на английском языке, и это, как считают составители индекса, положительно повлияло на интерес к изучению иностранных языков в нашей стране. А став хозяйкой зимней Олимпиады в Сочи и других крупных международных спортивных событий, Россия начала инвестировать в обучение английскому языку чиновников, спортсменов, волонтеров, организаторов Олимпийских игр и других международных соревнований. Интересно, что компания EF имеет к этому самое непосредственное отношение – она является официальным партнером Олимпиады и за время подготовки к ней обучила английскому с помощью своей онлайн-программы около 70 тыс. спортсменов, волонтеров и сотрудников. Результаты этого обучения будут видны уже очень скоро.

Еще один проект EF, успешность которого также можно очень просто оценить, - повышение квалификации учителей английского языка в Татарстане. Этот проект проходил при поддержке министерства образования республики, в нем участвовали абсолютно все учителя, многие из которых на первом тестировании показали весьма низкие результаты (никто из них не добрался до уровня upper-intermediate). За год обучения у 95% учителей уровень английского вырос до продвинутого, но, что важнее, это сразу же сказалось на результатах ЕГЕ по английскому языку в Татарстане: еще в 2011-12 годах его успешно сдали чуть больше 60% учеников, а уже в этом году 81,1% сдали экзамен на уровень B2 (выше среднего) – это лучший результат в нашей стране. Сейчас ведутся переговоры об использовании этого опыта в других регионах России. И глядишь, еще через 6 лет мы переместимся на более выгодные позиции рейтинга, покинув группу с низким уровнем владения английским языком.

Подготовила: Елена Коптелова

Посмотреть все результаты исследования «Индекс EF 2013» можно по ссылке.