Самые умные школьники – в Китае

 

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила очередное исследование, посвященное качеству образования в мире. Первые места в новом рейтинге, оценивающем умение старшеклассников применять свои знания на практике, заняли школьники из Китая и других азиатских стран. Они оказались лидерами по всем трем предметам, включенным в исследование — математике, чтению и естественнонаучным дисциплинам. В США и Великобритании (их школьники оказались в середине списка) результаты исследования назвали свидетельством провала образовательной политики. Власти России, отставшей еще сильнее, итогами тестирования, напротив, вполне довольны.

 

Исследование PISA (Programme for International Student Assessment; международная программа по оценке успеваемости учащихся) проводится уже в пятый раз. Впервые рейтинг был составлен в 2000 году, последующие доклады публиковались с периодичностью раз в три года. Как рассказал куратор PISA Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher), идея провести такое исследование возникла в середине 1990-х годов. По его словам, к тому моменту власти многих стран поняли, что они лишены возможности сравнить свои образовательные системы. Существовавший тогда подход, при котором измерялись только государственные расходы на школьное образование, никакого представления об их эффективности не давал.

Именно тогда эксперты в области образования предложили разработать свод универсальных тестов, по итогам которых можно было бы понять, насколько хорошо старшеклассники усвоили программу. При этом организаторы говорили, что хотят проверить не столько академические достижения учеников, сколько их способность ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях. Во-первых, это позволяло определить, выполняет ли образование свою основную функцию — подготовку к самостоятельной жизни. Во-вторых, таким образом легче было обнаружить формат, на основании которого можно было бы проводить сравнение между разными культурами.

В исследовании, проведенном в 2012 году, приняло участие 510 тыс. школьников 15-16 лет из 65 государств и территориальных образований. В среднем на выполнение заданий давалось по два часа. За это время участники должны были решить задачи и дать ответы на вопросы, которые делились на шесть уровней сложности: уровень I считается самым легким, уровень VI — самым сложным. В разных случаях испытуемому предстояло либо выбрать один из существующих вариантов ответа, либо сформулировать свой собственный. В зависимости от результата, который показали ученики, им присваивались баллы по тысячебалльной шкале. На основе этих оценок вычислялся средний балл для всей страны (города, автономии).

Лидерами рейтингов оказались в основном представители азиатских стран. Первые места по всем трем категориям достались китайским школьникам из Шанхая. Далее следуют их соотечественники из Гонконга и Макао, а также школьники из Тайваня, Сингапура, Южной Кореи и Японии. За ними в рейтинге расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария, Нидерланды, Эстония, Польша, Ирландия и Канада. Самой же слабой страной (опять же по всем спискам) стала Перу. Низкие результаты также продемонстрировали Индонезия, Катар, Колумбия, Иордания, Албания, Тунис и Казахстан. Попробовать свои силы в решении типовых задач, которые предлагались участникам проекта, можно на сайте PISA (правда, там размещены задания только по математике).

Реакция на обнародование итогов исследования оказалась неоднозначной. В Великобритании результаты тестирования сочли удручающими. Страна заняла 26-е место по математике, 23-е место по чтению и 21-е по естественнонаучным дисциплинам. Комментируя результаты исследования, председатель комитета по делам образования британской Палаты общин Грэм Стюарт (Graham Stuart) заявил, что они произвели на власти «крайне отрезвляющее воздействие». Он также добавил, что все то время, что в образование вкладывались огромные средства, «мы шли в никуда».

Не меньшее расстройство обнародование доклада вызвало и в США, которые заняли 36-е место по математике (снижение на два балла с 2003 года), 24-е — по чтению (снижение на семь баллов с 2000 года) и 28-е — по научным дисциплинам (увеличение на девять баллов с 2006 года). По словам министра образования США Арни Данкана (Arne Duncan), эти цифры свидетельствуют о самой настоящей стагнации в подведомственной ему сфере.

Между тем, профессор Высшей школы образования при Стэнфордском университете Мартин Карной (Martin Carnoy) призвал не торопиться с выводами. Обвинив экспертов в «чрезмерно упрощенной» интерпретации итогов исследования, он подчеркнул: «Эти данные ничего не говорят ни о качестве преподавания, ни о качестве учебных программ». Тем не менее, как именно следует воспринимать опубликованные в докладе сведения, он не пояснил.

У российских властей, в отличие от британских и американских коллег, исследование PISA вызвало воодушевление. По данным РИА Новости, представляя результаты тестирования, первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк заявила: «Мы можем констатировать с уверенностью, что мы существенно улучшили свои собственные показатели». Действительно, результаты по математике по сравнению с 2003 годом улучшились на 14 баллов, по чтению по сравнению с 2000 года на 13 баллов, по естественнонаучным дисциплинам по сраненению с 2006 года на семь баллов. Самый высокий рейтинг Россия получила по математике — ей досталось 34 место из 65-ти, и здесь мы обошли американцев. В категории «естественнонаучные дисциплины» она попала на 37 строчку. В чтении Россия и Турция поделили 41 и 42 места.

Результаты исследования могут заставить задуматься прежде всего чиновников от образования в западных странах, где методы обучения кардинальным образом отличаются от восточных. На Западе к китайской образовательной модели, в основе которой лежит не понимание, а зубрежка, часто относятся если не с пренебрежением, то по крайней мере с непониманием. Однако именно китайцы и другие азиаты продемонстрировали в ходе тестирования большее понимание материала. Как бы то ни было, при оценке результатов следует проявлять осторожность — ведь не зря лучшими в мире вузами признаны не китайские и не корейские, но американские и европейские.

Источник - Валентин Маков, Lenta.ru