Гарвардская бизнес-школа опять первая
Очередной рейтинг Global MBA Ranking 2014, выпущенный газетой Financial Times в конце января, заставил экспертов провести аналогии с английской футбольной премьер-лигой: можно спорить, кто возглавит таблицу, но первая пятерка все равно практически остается неизменной. Гарвардская бизнес-школа третий раз подряд заняла первое место. Стэнфорд опять второй, зато Лондонская школа бизнеса подвинула Уортон и вошла в тройку лидеров. В пятерке лучших также Колумбийская бизнес-школа и французская Insead.
Рейтинг FT 2014 составлен на основе двух исследований: с одной стороны оценивались сами школы, их программы, студенческий и преподавательский состав, способность генерировать идеи, с другой – карьерный успех выпускников 2010 года. Гарвард признан безоговорочным лидером в области исследований и инноваций, другими словами, именно качество учебных программ позволяет ему занимать первое место. В то же время он уступает Стэнфорду по такому показателю, как средняя зарплата выпускников за три года после окончания школы, и ряду других школ по карьерному росту и прибавке в зарплате выпускников.
Как и позиции в рейтинге, успех и процветание бизнес-школ и их выпускников кажутся неизменными. Ни глобальный финансово-экономический кризис, ни последовавшая глубокая рецессия, хоть и заставившие подсократить штат и уменьшить расходы на командировки, каких бы то ни было серьезных структурных изменений за собой не повлекли. Как принципиально не изменился весь процесс: на поступление в бизнес-школу по-прежнему придется потратить год или более, обучение по-прежнему очень интенсивное и, за редким исключением, занимает два года, а профессора MBA работают по бессрочным трудовым контрактам. За время обучения студенты обзаводятся отличными контактами, а после окончания школы выпускники поддерживают ее пожертвованиями, которые помогают сохранять школу такой, какая она есть, чтобы передавать знания новым поколениям.
Однако, как считают эксперты, сотня лучших программ MBA, входящих в рейтинг FT, – это верхушка айсберга. Это всего лишь 1% всех бизнес-школ мира. И у тех, кто не входит в число избранных, далеко не все так радужно. Студентов стало меньше, некоторые школы закрыли программы, другие же решили улучшить финансовое положение за счет партнерства с коммерческими организациями, немало и тех, кто переживает по-настоящему тяжелые времена.
Один из главных врагов школ второго и третьего эшелонов – открытые онлайн-курсы (MOOC) MBA. Они предлагают аналогичные программы, но бесплатно и без отрыва от дома и работы. Возникает вопрос: зачем же тогда платить за обучение и проживание, стоимость которых увеличивается на 4-5% ежегодно? Тем более что в отличие от «серьезных» наук, скажем права или медицины, диплом MBA не нужен, чтобы преуспеть в бизнесе. Главное - уметь хорошо работать в своем бизнесе, и открытые онлайн-курсы в этом могут помочь.
За что же помимо знаний о бизнесе и диплома MBA платят студенты очных программ? Во-первых, за трудоустройство: бизнес-школы помогают выпускникам найти высокооплачиваемую работу. Во-вторых, за связи. Оценивая причины, по которым выбирается МВА, на первое место выпускники поставили именно полезные связи, так называемую сеть контактов (networking), которую дает бизнес-школа. Эту причину назвали 8 из 10 опрошенных. И тут, безусловно, нет равных школам, ставшими уже брендами, за которых говорят их имена. Гарвард и здесь первый: то, что он дает на выходе (не говоря уже о загадочной трансформации, которую упоминают почти все выпускники), стоит того, чтобы оставить работу, семью и дом, потратить безумные деньги и два года жизни. Подавляющее большинство выпускников знаменитой бизнес-школы утверждают, что благодаря ей они достигли карьерных высот и воплотили свои мечтания. Правда, возникает вопрос, а что же дальше? Но наверное у «трансформированных» управленцев высшего класса и на него есть ответ.
Полный рейтинг Global MBA Ranking 2014 смотрите в нашем разделе "Рейтинги"
Источник – Financial Times
Хотите получать наши новости и быть в курсе последних событий, присоединяйтесь к нам
|
|
|
|