Ханнеке Тейкенс: «Наше образование построено на здравом смысле»

В ноябре заканчивается перекрестный год Россия-Голландия. За это время было много сделано для популяризации голландского образования и привлечения внимания к стране как таковой. Так, в начале октября в Москве и Петербурге прошел фестиваль Dutch Days in Higher Education, голландский павильон на международной ярмарке образования в Москве открыл посол Королевства Нидерландов, а сам павильон, окрасивший выставочный зал в оранжевый цвет, был самым внушительным – 13 университетов.

Мы побеседовали с Ханнеке Тейкенс - бывшим директором NUFFIC, голландской организации по международному сотрудничеству в области высшего образования. Приезд в Москву с делегацией голландских вузов был последней ее миссией в качестве директора, ныне она занимает пост советника NUFFIC. Г-жа Тейкенс рассказала, чем хороши голландские университеты и почему они заинтересованы в студентах из России.

 

- В последнем рейтинге лучших университетов мира Times Higher Education голландские вузы показали лучший результат в континентальной Европе – их восемь в первой сотне!

- Скажу больше, у нас лучший результат в мире, поскольку все 13 исследовательских университетов Нидерландов попали в рейтинг, то есть в 400 топ-университетов планеты.

- Чем вы можете объяснить такой выдающийся результат?

- Я думаю, дело в том, что все университеты регулярно проходят так называемый контроль качества (quality assessment). Механизмы проверки и оценки разные – как внутри самих вузов, так и со стороны внешних организаций. Но не стоит забывать, что рейтинги – особенно тот, о котором мы говорим, - оценивают в первую очередь научную работу вуза, а не качество и уровень преподавания. Мы действительно очень много вкладываем в исследования и можем только гордиться результатами рейтинга. Но в Голландии много и других вузов - университетов прикладных наук, международных университетов, профессиональных школ. И все они предлагают качественное образование. Все стремятся быть лучшими, независимо от рейтингов, - на это направлены усилия и правительства, и специальных аккредитационных организаций, и самих вузов. В конце концов это обусловлено просто здравым смыслом, которым отличаются голландцы: зачем делать что-то плохо, это ведь никому не нужно!

- Насколько я знаю, несмотря на отсутствие в рейтингах, университеты прикладных наук весьма популярны в вашей стране. Можно ли и это объяснить «голландским здравым смыслом»?

- У каждого типа вуза свои задачи, как и у студентов: кто-то хочет заниматься наукой и поступает в исследовательские университеты, а кому-то ближе бизнес, практическая деятельность – таким людям больше подходят университеты прикладных наук. Находясь в России на фестивале голландского высшего образования, я заметила, что и у вас интерес к прикладному образованию очень высок. Так, посетителей нашего павильона на выставке интересовало не столько место того или иного вуза в рейтинге, сколько то, что они получат на выходе, где смогут работать. С экономической точки зрения такие университеты очень важны и, возможно, более понятны большинству: ведь образование должно работать и приносить доход – моральный и материальный. И я уверена, что голландские университеты прикладных наук эту задачу выполняют, – они объединяют образование, науку и потребности рынка труда. Не случайно даже в нынешних непростых экономических условиях в Голландии самый низкий в Европе уровень безработицы. Голландские вузы выпускают готовых работников, которых не надо доучивать или переучивать, они получают не абстрактные знания, а необходимые в своей профессии навыки и умения. Голландцу очень важно понимать, зачем он что-то делает и как это можно использовать. Мы очень практичны, возможно, нам не хватает глубины, склонности к теории, так свойственных нашим российским коллегам. Не исключено, идеал где-то посередине, и мы надеемся его найти в сотрудничестве с российскими вузами.

- Что бы вы могли сказать тем, кто выбирает место учебы за рубежом: почему стоит ехать в Голландию?

- Прежде всего потому, что мы всегда были открыты миру. Интернационализм – это часть нашей традиции и культуры, наши купцы и мореплаватели, если угодно, заложили основы того, что сейчас называется международным или глобальным бизнесом.

Другой плюс – все понимают английский, и это заслуга нашей школьной системы. То есть приехав учиться в Нидерланды, нет необходимости учить голландский язык. Иностранцам легче жить и общаться.

Еще одно преимущество – наше образование по-настоящему международное в разных смыслах: у нас много иностранных студентов, у нас сильные партнерские отношения с зарубежными вузами, у нас большое число совместных учебных, научных и рабочих программ. Наши студенты готовятся жить и работать в международной среде, и действительно многие выпускники работают за рубежом.

- Давайте вернемся к системе контроля качества образования, как она работает?

- Все образовательные программы финансируются из общественных фондов и бюджета, поэтому проходят строгую аккредитацию. Чтобы ее успешно пройти, надо ответить на вопрос, как вы решаете проблемы и избавляетесь от слабых звеньев. И вы не можете сказать, что у вас все хорошо, что у программы нет слабых сторон. Сила и качество учебной программы как раз в том, чтобы найти недостатки и исправить их. Важно и то, что ни одно учебное заведение не может отказаться от аккредитации, иначе его просто не станут финансировать.

И этот процесс беспрерывен: университетам приходится постоянно подтверждать качество, демонстрировать обновление учебных программ, квалификацию преподавателей, востребованность образования, которое они дают и т.д.

- В любой стране, кроме нескольких главных университетов, есть и такие, которые не попадают в общие рейтинги, но славятся отдельными специальностями. Где и чему стоит учиться в Голландии?

- Рейтингов специальностей как таковых у нас нет. Как я уже сказала, аккредитационная система оценивает качество преподавания по всем имеющимся в вузе специальностям. Иными словами, все аккредитованные курсы должны преподаваться примерно на одном уровне. Но это в теории, на практике срабатывает личностный фактор: в этом университете работает знаменитый профессор, в другом опубликованы выдающиеся научные исследования – и это тоже, безусловно, влияет на выбор.

На самом деле, чтобы ответить на вопрос, где учиться, надо сначала понять, чего вы хотите и для чего вам это нужно, а уже потом искать учебное заведение, которое поможет в осуществлении ваших планов. Сейчас каждый университет старается чем-то выделиться, предложить что-то особенное, чтобы занять свою нишу и привлечь студентов – например, междисциплинарные курсы или программы, ориентированные на практику. Очевидно, что лучшим является тот университет или та программа, которая идеально подходит вам и удовлетворяет ваши интересы. Это гораздо важнее, чем место в рейтинге. Думать следует о своем образовании, а не о рейтингах. И прежде чем куда-то поступать, нужно внимательно изучить разные вузы, пообщаться с преподавателями, студентами, тогда это будет осознанный выбор.

- Помогает ли NUFFIC выбрать вуз?

- Безусловно. На нашем портале можно по заданным параметрам получить рекомендации, куда пойти учиться. Система позволяет достаточно глубоко проанализировать потребности будущего студента и выдать результат. Мы стараемся структурировать нашу информацию таким образом, чтобы у человека был выбор.

- Могли бы вы немного подробнее рассказать о русских студентах в Голландии. Сколько их, где и чему они учатся?

- Сейчас в Голландии, по нашим оценкам, около 6 тыс. российских студентов. Они учатся в разных университетах по разным специальностям – и техническим, и гуманитарным. Труднее сказать, сколько русских ученых и исследователей, в частности тех, готовится к получению степени PhD. Но гораздо важнее другое - число русских студентов растет. При этом мы не гонимся за какими-то рекордными показателями, мы не заинтересованы в многократном увеличении числа русских студентов любой ценой. Мы хотим, чтобы к нам приезжали только те, кто действительно хочет учиться в нашей стране. Кому подходит и наша система образования, и наш образ жизни.

Но стоит иметь в виду, что у нас много программ, предполагающих обучение не только в самой Голландии, но и других европейских странах. И это уникальная возможность везде побывать и испробовать образовательные системы разных стран.

- Есть ли у вас приоритетные рынки, где вы особенно активны в продвижении голландского высшего образования?

- Нет, к чему мы действительно стремимся, это к многообразию, к тому, чтобы студенческий состав был по-настоящим интернациональным. Стараемся соблюдать баланс.

- Что делают российские выпускники голландских вузов?

- Большинство старается приобрести опыт работы в международных компаниях. До недавнего времени российские выпускники не могли остаться в стране после окончания учебы. По новому закону им дается год на то, чтобы найти работу и обустроиться в Голландии. Но, по нашим наблюдениям, немногие это делают. По одной простой причине: они не знают голландского. Он не нужен для учебы, но для работы необходим. Поэтому мы рекомендуем тем, кто хочет работать в Голландии, учить язык. Многие работают в голландских компаниях за рубежом и очень хорошо себя чувствуют: почти единогласно признают, что с голландцами легко работать.

- Что вы думаете о российских студентах, приезжающих в Голландию?

- В целом, они отличные студенты. Российская образовательная система более избирательна, чем голландская. Мне кажется, что она заставляет студентов учиться. Кроме того, человек, решивший учиться за рубежом, априори имеет очень сильную мотивацию, так как это непростой шаг, требующий больших вложений – и моральных, и материальных. Единственное, что я замечаю: не все российские (и вообще иностранные) студенты готовы к учебному процессу, предполагающему самоорганизацию и личную ответственность. Вам не говорят, что делать, не дают заданий, не контролируют вас. Вы должны сами выстроить план занятий и подготовки к тестам и экзаменам. Зачастую русские студенты сначала удивляются такой «разболтанной» системе обучения, а потом спохватываются и в последний момент пытаются наверстать упущенное. Надо привыкнуть. Но факт остается фактом: голландские вузы не стали бы так активно привлекать русских студентов, если бы те не были так хороши.

У нас много различий, но много и общего, в том числе в нашей истории. Русские студенты, на мой взгляд, очень быстро адаптируются в Голландии. Система может быть чужой и непонятной, но люди быстро находят общий язык.

К сожалению, русско-голландский студенческий обмен недостаточно развит, поскольку у вас мало программ на английском языке. Мы бы очень хотели, чтобы их стало больше. А соответственно, и больше доступных возможностей познакомиться друг с другом.

Беседовала: Елена Коптелова