Джейк Уильям Даффин: «Избирательность – главное достоинство британских университетов»

Продолжая серию интервью с первыми лицами лучших университетов Великобритании, в этот раз представляем лондонский Queen Mary University. Это один из университетов, входящих в группу University of London, наряду с такими известными вузами, как LSE, UCL, SOAS. В университете – три факультета: естественных наук и инженерии, гуманитарных и социальных наук, медицины. Внутри них – 15 школ. Самая знаменитая – первая школа медицины в Англии The Medical College of the Royal London Hospital, открытая в 1785 году. О том, чем еще гордится Queen Mary и британские университеты в целом, рассказывает руководитель международного отдела университета Джейк Даффин.

 

– Британское образование принято считать образцовым, классическим. В чем его основные преимущества и есть ли недостатки?

– Главное достоинство британской системы высшего образования – избирательность: лучшие университеты выбирают лучших студентов, и это позволяет постоянно совершенствоваться и показывать высокие академические результаты. В основе этой системы лежит взаимообмен: важно не только то, что университет может дать студенту, но и то, что студент может дать университету. Поэтому абитуриент должен четко понимать и не менее четко объяснить – в частности, в мотивационном письме, почему он хочет учиться именно в этом вузе и именно по этой специальности, и чем он лично может быть полезен своей кафедре.

Еще один плюс по сравнению с европейскими университетами – меньше лекций и больше семинарских занятий в небольших группах, то есть обучение более персонализированное. Кроме того, наши бакалаврские и магистерские программы короче и более специализированые. У нас нет, как например, в Америке, одного года на раздумье и выбор будущей специализации. Студент должен четко знать, какие предметы он хочет изучать. Возможно, это в некоторой степени и недостаток: далеко не все в юном возрасте могут определиться со своим будущем.

Другой недостаток – непростая система получения студенческой визы и различные ограничения на работу и карьеру в стране, естественно, мы говорим о студентах из стран, не входящих в ЕС. Проигрываем мы и по количеству и размеру стипендий, особенно на магистерских программах. На мой взгляд, если что-то и менять в британском образовании, так это систему финансирования студентов, в первую очередь лучших из них.

– Высокая плата за обучение, особенно, для иностранцев, действительно, делает британские университеты менее доступными по сравнению со многими европейскими.

– Это так, но практика показывает, что несмотря на это они не становятся менее привлекательными и желанными. Скажу больше: и в самой Великобритании желающих поступить в университет не стало меньше даже после значительного повышения платы за обучения для местных студентов. Если говорить конкретно про наш университет, то у нас каждый факультет и каждая школа имеет свой стипендиальный фонд. Пожалуй, больше всего возможностей у факультета инженерных и технических наук и магистратуры всех факультетов. Например, все иностранные магистры, имеющие высшие баллы по предметам своей специализации, автоматически получают стипендию в размере 5000 фунтов. Ту же сумму получают и бакалавры инженерной школы, в том числе россияне, но у них должен быть диплом A-level с отличными оценками (A-A*) или такие же результаты по подготовительной программе Foundation. К сожалению, российского диплома, даже с отличием, недостаточно.

 

– Вы сказали, что британские университеты селективны, означает ли это, что у них есть свои критерии отбора в дополнение к результатам выпускных экзаменов A-level, которые уже на протяжении многих лет являются пропуском в вуз?

– Это тенденция последнего времени: британские школы с каждым годом демонстрируют все новые и новые рекорды на выпускных экзаменах A-level. Причин тому несколько. Во-первых, некоторые частные школы стали позиционировать себя как «экзаменационные фабрики», цель которых во что бы то ни стало добиться наилучших результатов на экзаменах и занять как можно более высокое место в рейтингах. Во-вторых, выросло число амбициозных иностранных школьников, приезжающих в последние классы британской школы специально, чтобы подготовиться в топ-университеты. В результате конкуренция растет, и когда на одно место претендует несколько абитуриентов с одинаковыми оценками по A-level, университеты вынуждены вводить дополнительные критерии отбора. Особое значение в этом случае приобретают мотивационное письмо и интервью с кандидатом. Кроме того, отдельные факультеты - медицины, стоматологии, права, искусства и дизайна – уже давно проводят свои собственные вступительные тестирования.

– Какие еще тенденции вы можете отметить? Как меняются британские университеты?

– Повышением платы за обучение заставило университеты «шевелиться», они вынуждены становиться более конкурентоспособными, бороться за тех самых лучших студентов, вкладывать в развитие инфраструктуры, новые технологии, социальные программы, приглашать именитых профессоров, увеличивать стипендиальный фонд.

Могу сказать, что за последнее время во многих вузах улучшилось соотношение преподавателей и студентов, стало больше личного общения с профессорами. Обучение стало более интерактивным, каждый год появляются новые курсы и программы, особенно в таких направлениях как электроника, компьютерные науки, инженерное дело.

Ну и конечно, главное новшество - онлайн-курсы. Мы дошли до того, что теперь с помощью технологий, практически не выходя из дома, можно получить диплом магистра по разным специальностям, в том числе отдельным направлениям медицины!

– Но все же вряд ли это заменит традиционное обучение, прямой контакт учителя и ученика?

– Нет, конечно. Общение с преподавателем, особенно если это прославленный ученый или успешный профессионал, не может заменить никакая техника. Именно благодаря такому общению и обмену студенты учатся, это бесценный опыт, который делает из них специалистов в своем деле.

 

– Queen Mary по праву гордится своим факультетом медицины, одним из самых старейших и престижных в Великобритании. Чем еще силен университет?

– Наш университет входит в топ-20 британских университетов по научным исследованиям. Так же высоко, как медицина, котируются юриспруденция, экономика и финансы. Главный кампус университета со студенческой деревней на 2000 мест находится всего лишь в 15 минутах от центра. Это одна из причин, почему иностранные студенты, в том числе русские, выбирают Queen Mary.

Кстати, треть всех наших студентов – иностранцы из 150 стран, россиян среди них около сотни. Мы придаем большое значение международному сотрудничеству, у нас есть программы двойных дипломов и обменов с университетами разных стран, но особенно плотно мы работаем с Китаем, Индией и Латинской Америкой. Планируем развивать сотрудничество и с Россией, например, сейчас разрабатываем совместные последипломные программы по направлению «Нефть и газ».

– Что вы можете сказать о студентах из России? Чем они отличаются от своих британских сверстников?

– По моим наблюдениям, русские студенты приезжают хорошо подготовленными, они получают полноценную консультацию и помощь от образовательных агентств. Многие поступают к нам после британских школ или программы Foundation, что делает вхождение в учебу еще более мягким. В любом случае если у студента нет проблем с английским языком, то как правило, не возникает сложностей и с адаптацией. Вашим студентам, скорее, требуется помощь в открытии счета, поиске жилья, решении бытовых вопросов. Но для этого у нас есть специальный отдел и сотрудники.

Если говорить о разнице британских и российских студентов, то она касается больше подхода к обучению. У нас нет такого понятия, как «заставить учиться». Каждый делает свой выбор сам и несет за него ответственность. Это закладывается еще в школе, как и навык критического мышления, поиска информации и усвоения учебного материала. Не думаю, что британские студенты более «правильные», они такие же, как и все, просто более самостоятельные.