Анне Ренате Шёнхаген: «Наша задача — "разбудить" учителей немецкого»
В рамках Года немецкого языка и литературы в России 2014/2015 Гете-институт в Москве активно пытается популяризовать немецкий, особенно среди школьников и студентов. О том, насколько востребован этот язык и какие перспективы у тех, кто его учит, рассказала Анне Ренате Шёнхаген, заместитель директора Гете-института в Москве и руководитель языковой работы в регионе Восточная Европа/Центральная Азия.
— Гёте-институт активно работает в России уже более 20 лет. Тем не менее, число изучающих язык и учителей немецкого постоянно снижается — в первую очередь, из-за того что основным иностранным языком в школе стал английский. Как вы считаете, сможет ли изменить ситуацию введение второго обязательного иностранного языка в российских школах?
— Число изучающих немецкий язык в последние 12 лет фактически уменьшилось более чем вполовину, а за последние 5 лет — еще на 24%. Однако до сих пор в российских школах примерно 1,5 млн школьников изучают немецкий. И это все же очень впечатляющее число!
Если анализировать статистику по немецкому языку как иностранному в России за последние годы, то можно отметить и позитивные тенденции: в качестве второго иностранного он выбирается многими российскими школами, а для отдельных учебных заведений, например, гимназий, это выбор номер один.
С введением второго обязательного иностранного языка в российских школах Гете-институт достиг самой важной цели в языковой политике. В Год немецкого языка и литературы в России 2014/2015 мы направили все усилия на то, чтобы обратить внимание общественности на положение немецкого языка как иностранного в российских школах. А также на то, что нужно для того, чтобы он стал вторым иностранным языком.
— Что вы планируете сделать для этого?
— Несмотря на радостную новость о введении второго обязательного иностранного языка, немецкий язык не станет им автоматически, сам по себе.
Последние исследования, скорее, вызывают тревогу, чем дают надежду: с 2003 года число преподавателей немецкого сократилось с 37 тыс. до примерно 16 тыс. человек, то есть приблизительно на 57%. Этот процесс идет параллельно с уменьшением количества изучающих язык. Чтобы изменить эту тенденцию, нужно сделать важным элементом нашей будущей стратегии обучение и повышение квалификации учителей.
Мы будем активно поддерживать педагогические вузы и институты повышения квалификации. В прошлом году мы смогли добиться результатов в этом направлении, когда нам удалось заключить с региональными министерствами договоры о сотрудничестве. Вместе с российскими вузами мы разработали совместные предложения по повышению квалификации учителей. Все это мы должны систематически совершенствовать и развивать.
Мы знаем, что с того момента, как английский стал основным языком, очень многие учителя немецкого перешли на преподавание английского. Наша задача — «разбудить» бывших учителей немецкого. С их помощью мы планируем, если можно так выразиться, «реактивировать» преподавание и изучение немецкого языка в школах. В рамках нашей программы для учителей «Deutsch lehren lernen», которая включает в себя обучение и онлайн, и офлайн, мы хотим повысить уровень как можно большего числа учителей со всей России.
— Как вы мотивируете российских школьников и студентов к изучению немецкого языка?
— Больше половины тех, кто учит немецкий, планирует или продолжение образования в Германии, или использование его для карьерного роста. Это мы выяснили во время опроса, который провели в прошлом году среди российских студентов.
Поэтому наша задача – создать образовательный контекст и объяснить, для чего может быть полезен немецкий язык. Мы делаем особый акцент, если так можно выразиться, на карьерном элементе языка, на его использовании для учебы и работы. С 2014 года у нас действует образовательная программа «Мост в немецкий университет». С ее помощью российские школьники уже с 9 класса готовятся в языковом, профессиональном и межкультурном плане к учебе в Германии.
Еще один наш проект — «Немецкий в профессии». В его рамках мы проводим, например, конкурс видеороликов для учащихся средних специальных учебных заведений и опрос руководителей и учителей немецкого языка колледжей. В будущем мы хотим активно предлагать новые идеи, которые могут вдохновить, прежде всего, молодых людей на изучение немецкого языка.
— Известно, что Гете-институт также поддерживает преподавание немецкого языка в детских садах, с этого сентября у вас открылись детские курсы, а в октябре вы провели фестиваль «Немецкий детский университет» для школьников 7-13 лет. Почему дети стали вашей новой целевой группой?
— Это связано с тем, о чем я сказала выше. Что касается детских курсов, мы в первую очередь ориентируемся на спрос. Родители уже давно нас просили начать программы для самых маленьких. И это совпадает с нашей целью — вдохновлять на изучение немецкого, начиная с раннего возраста. И тут недостаточно просто сказать, что немецкий — это классно. Маленьким детям это нужно еще доказать.
Дети — это своего рода сейсмографы, на них любую идею можно проверить. Ведь они учатся легко, с сердцем и пониманием. Если им стало любопытно и понравилось, они остаются с нами. Поэтому раннее обучение немецкому языку – это ключевой пункт нашей языковой работы с 2011 года. С проектом «Немецкий с зайчишкой Хансом» мы работаем в 100 российских детских садах и 18 педагогических вузах.
Сейчас мы развиваем новый большой онлайн-проект «Российско-германский детский онлайн университет», с помощью которого дети и подростки, изучающие немецкий язык, попадают в неформальное виртуальное учебное пространство. В Германии детские университеты — это очень успешный формат. Мы хотим вызвать любопытство и интерес, предлагая увлекательные и практически ориентированные занятия по предметам в комбинации с немецким языком.
Гёте говорил: «Детям нужны корни и крылья». В нашем детском университете они получают и то, и другое: «укореняют» свое образование, а новые знания и открытия их окрыляют. Главное при этом — сделать возможным устойчивое и экспериментальное обучение во всех смыслах.
— Почему сочетание языка и науки так важно для вас?
— Нам важна не столько наука, сколько ориентированное на практику обучение. Это модель, противоположная привычному заучиванию наизусть. Школьники не должны быть лишь потребителями учебного материала, но они должны быть вовлеченными в процесс, поэтому мы придерживаемся концепции Learning by Doing. Для хорошего обучения важна высокая личная активность учеников, а это лучше всего получается во время работы с проектами, которые школьники сами разрабатывают и реализует.
Это содержательный аспект прослеживается во всех наших проектах. Например, с помощью CLIL (Content and Language Integrated Learning, предметно-ориентированное обучение иностранному языку) можно совместить преподавание школьных предметов и языка. Немецкий язык в этом случае становится средством для разработки нового содержания, повторения пройденного, расширения и углубления знаний. Один из примеров использования этой методики - наш конкурс «Школа за экологию». Ученики 7–10 классов берутся за изучение проблемы окружающей среды в своих регионах и ищут пути решения этих проблем. И в процессе выясняется, что вести исследование на иностранном языке совсем не сложно. Конечно, их поддерживают преподаватели, а также известные ученые и эксперты в области охраны окружающей среды. Благодаря этому возникают их первые контакты с российскими и германскими университетами.
Похожий принцип мы соблюдаем и с так называемыми MINT-академиями (Mathematik, Informatik, Naturwissenschaften, Technik – математика, информатика, естественные науки, техника). Здесь тоже происходит взаимодействие предметов и немецкого языка.
— Какие перспективы открывает немецкий язык российским школьникам?
— Английский как язык международного общения сегодня считается обязательным. Знание еще одного иностранного языка — это дополнительная квалификация, которая дает вам немало плюсов и преимуществ перед другими, в том числе в профессиональной деятельности.
— Чего вы хотите добиться в ближайшие годы в области языковой и образовательной работы в России?
— Конечно, было бы важно стабилизировать число тех, кто учит язык, и тех, кто преподает, а еще лучше увеличить это число. Если при этом мы сможем способствовать тому, чтобы занятия в школах стали более инновационными, а отношения между нашими более открытыми и свободными от предрассудков, было бы великолепно.
Материал подготовлен журналом Euromag