Джеймс Смит: «Чем больше у выпускника уникальных навыков, тем лучше»

 

В преддверии 17-й выставки британского образования, которая с 1 по 6 октября пройдет в Екатеринбурге, Москве и С-Петербурге, мы начинаем публикацию интервью с университетами-участниками выставки. Мы побеседовали с первыми лицами ведущих британских вузов, входящих в топ-20 национального рейтинга*. Сегодня наш гость - Джеймс Смит, проректор по международным делам Эдинбургского университета (Шотландия).

 

 

 

– В последнем рейтинге QS World University Rankings 2015/16 вы заняли 6-е место среди университетов Великобритании и 21-е в мире, с чем мы вас поздравляем. Как вы считаете, чем обусловлен ваш успех?

– Очень важно, что Эдинбургский университет всегда был и остается открытым новому и прогрессивному. При его создании в 1583 году за образец были взяты европейские университеты, в частности, Лейденский и Коллеж де Франс, а сам он потом стал примером для американского университета Пенсильвании и канадского МакГилла. В середине 19 века он первым в Европе принял китайского студента. Давние связи у нашего университета и с Россией. Начало было положено выпускником Эдинбургского университета Робертом Эрскином, ставшим лейб-медиком Петра Первого и сыгравшим значительную роль в становлении и развитии российской медицины. А первым русским студентом стал сын княгини Екатерины Дашковой Павел.

И сегодня мы первые в Соединенном Королевстве по количеству иностранных студентов – их у нас почти половина всего студенческого состава. Шотландия – маленькая страна, и для процветания и развития университета требуется приток извне. Мы готовы инвестировать в талантливых иностранцев, выделять им стипендии, считая, что это пойдет на пользу всем, в том числе самому университету.

– Значит ли это, что и русских студентов у вас немало?

– К сожалению, нет, их чуть больше ста, но мы бы хотели, чтобы их количество увеличилось. Большинство студентов из России (70%) учится по программе бакалавриата, 15% в магистратуре, остальные – на PhD. Самый больший спрос на бизнес и экономику, но есть и те, кто изучает медицину или социальные науки. Я не заметил, чтобы у кого-то из них были сложности с учебой. Да, возможно, первое время им приходится делать усилие, чтобы довести английский до требуемого уровня. Но что касается базовых знаний, из нашего опыта, русские студенты приезжают хорошо подготовленными, все они ориентированы на самый высокий результат, не знаю, общее ли это свойство россиян, или это к нам поступают такие мотивированные студенты.

– Но партнерство с Россией не ограничивается только приемом студентов?

– Конечно, мы сотрудничаем с лучшими российскими вузами – Санкт-Петербургским университетом, МГУ и ВШЭ – в области социальных наук, политологии, технологий (в том числе биотехнологий). Кроме того, Эдинбургский университет – участник российской стипендиальной программы «Глобальное образование», но, к сожалению, пока у нас нет студентов, получивших грант. Возможно, нам стоит больше рассказывать о себе в России, представлять свои сильные стороны, те специальности, по которым мы вне конкуренции, а это, прежде всего, медицина, социальные науки, международная политика и международные отношения, новые науки и технологии. Надеемся, предстоящая выставка нам в этом поможет.

 

 

– Вы заговорили о специальностях, которыми славится Эдинбургский университет. А какие профессии сейчас самые популярные и самые востребованные на рынке?

- Кризис закрыл многие рабочие места для экономистов, финансистов, менеджеров, но обладатели исследовательских навыков и профессий на стыке разных наук, мне кажется, будут востребованы всегда. Мы стремимся «подтолкнуть» наших студентов в такие междисциплинарные области. Благо, что шотландская система высшего образования это позволяет. Медицина + история, инженерное дело + культурология, строительство + искусство – это лишь некоторые наши комбинированные курсы, которые набирают популярность.

Мы также поощряем изучение нескольких иностранных языков, учебу и работу за рубежом. Чем больше у выпускника уникальных навыков, тем лучше. Рынок труда очень сильно изменился за последнее время. Диплома – пусть и престижного – уже мало.

– Шотландская система высшего образования несколько отличается от английской, расскажите немного об этом? В чем ее плюсы и минусы?

– В Шотландии программа бакалавриата занимает 4 года, а не три, как в остальных частях Королевства. Преимущество налицо - специализация начинается не сразу и не так рано, как в Англии. В первый год еще можно попробовать разные направления и решить, что больше подходит. На первом курсе вы, например, решили изучать естественные науки. Но вам никто не запрещает взять любые другие предметы, предлагаемые университетом, в том числе совсем другой направленности, например, социальные науки, искусство, иностранные языки. То есть наша система больше схожа с американской – она более гибкая, дает больше выбора. Наверное поэтому даже сами британцы приезжают учиться в Шотландию.

Кроме того, шотландские университеты, в том числе Эдинбургский, стараются дать студентам не только знания и опыт исследовательской работы, но и практические навыки: у нас много сэндвич-курсов, в которых учеба перемежается производственной практикой, обязательны стажировки (или участие в волонтерских проектах) для всех магистерских программ. Мы отдаем себе отчет, что далеко не все студенты пойдут в науку, поэтому наша задача подготовить их к реальной жизни.

 

 

– Как изменился процесс обучения в университете за последнее время? И какие еще перемены пошли бы на пользу британской системе высшего образования в целом?

– Сегодня большую роль в обучении играют технологии. Многие курсы доступны онлайн, ко всем ресурсам теперь есть электронный доступ. Традиционное преподавание в больших аудиториях уходят в прошлое, обучение становится все более интерактивным, вместо лекций - больше групповых занятий, проектных работ, семинаров и т.д.

Если говорить о том, что бы стоило изменить в британской системе образования, на мой взгляд, надо увеличить число и размер стипендий. Это позволит привлечь талантливых иностранных студентов, что, в свою очередь, пойдет на пользу университету. Пока же к нам приезжают в основном те, кто может за себя платить сам, так, у нас немало студентов из США. В настоящее время это наш главный источник «притока мозгов». Но если мы хотим развиваться и достигать новых высот в науке и, в том числе, в рейтингах, нам нужны способные и амбициозные студенты из разных стран и независимо от их материального положения. Это инвестиции, которые надо обязательно делать.

* по последнему рейтингу газеты "Гардиан" The 2016 League Table of UK Universities

 Беседовала Елена Коптелова

 

Все о поступлении и учебе в University of Edinburgh для иностранных студентов