Изабелла Лаутерпахт: «Ребенку надо помочь адаптироваться в новой среде, тогда не будет проблем»

В конце прошлого года в Виндзоре (Великобритания) состоялась ежегодная конференция British Boarding School Conference, посвященная обучению в частных школах. Впервые на ней была заявлена тема «Проблемы с русскими учениками» и впервые выступить с ней пригласили образовательного консультанта из России – заместителя директора компании «Система-3» Изабеллу Лаутерпахт. Изабелла больше 15 лет занимается частными школами, знает многие из них лично и помогает родителям подобрать оптимальный вариант. Обо всех трудностях, с которыми сталкиваются там наши дети, она знает не понаслышке.

 

 

- Изабелла, первые наши дети появились в британских пансионах еще в начале 90-х, а сейчас по количеству уступают разве что китайцам. Русские школьники действительно за это время стали проблемой для англичан?

- Тему таким образом сформулировали организаторы конференции, поскольку уже неоднократно получали «сигналы» от школ. Суть была в том, чтобы обозначить разницу в ментальности, которая может вызвать проблемы. Я перечислила некоторое количество стереотипов-предубеждений, которые сложились в английских школах по отношению к ученикам из России. Когда я выложила пунктов 15, это вызвало бурную реакцию и обсуждение, никакая другая тема не имела такого резонанса.

- Перечислите хотя бы несколько стереотипов.

- Все отмечают, что если что-то случается, например, стычки с одноклассниками, российские дети не жалуются преподавателям, а разбираются сами с обидчиками. Потому что нас так учат: не ябедничай, дай сдачи. Особенно это относится к мальчикам, мальчик должен отстаивать свои права сам. А заканчивается это зачастую неприятностями. Потому что в английских школах так не принято: если тебя задевают и обижают, ты должен об этом заявить. Иначе ты сам окажешься виноват. Так и выходит: одного нашего мальчика постоянно щипал и обзывал одноклассник по имени Джон, так наш просто дал ему в нос, Джона отвезли в больницу, «обидчику» светило отчисление, пришлось разбираться. Другого называли «русской свиньей». С третьим пошутили, отодвинув стул, когда тот садился, так он взял этого шутника за шкирку и разбил им стеклянную дверь класса. Во всех случаях итог один и тот же: угроза исключения из школы. Только своевременное вмешательство родителей заставляло школу разобраться в ситуации.

Другие претензии к русским – они не слушают, когда им говорят, недисциплинированны, невежливы, агрессивны и избалованы. Наши мальчики любят продемонстрировать перед своими товарищами, какие они крутые, никто им не указ и они могут делать все, что хотят. Девочки слишком высокомерны и слишком много внимания уделяют своей внешности. Ни те ни другие не берут на себя ответственность, не признают своей вины, если их ловят на нарушении правил.

- Но получается, что это не стереотипы, а реальные проблемы. И как школы с этим справляются? Не всех же выгоняют?

- Я говорю «стереотипы», потому что дети все разные, и далеко не все ведут себя именно так. Много и таких, которые становятся настоящей гордостью школы. Кроме того, нестандартное поведение нередко обусловлено тем, что ребенок оказывается в совершенно новой и незнакомой обстановке, и ему никто не помогает адаптироваться. Школы могут и должны создавать для иностранцев специальные программы, которые помогли бы не только быстрее разобраться в особенностях школьной программы, но и освоиться в коллективе. Но с другой стороны, многое зависит и от самих детей: чем раньше ребенок едет в зарубежную школу, тем быстрее он принимает новые правила игры и быстрее становится «как они». Хронической проблема становится зачастую у 15-16-летних, когда они уже не успевают перестроиться, особенно если попадают в школу, где много русскоязычных учеников.

 

 

- Я знаю, что в своем докладе вы отмечали не только претензии английских школ к русским ученикам, но и наоборот то, что не нравится нам в этих школах.

- Да, это тоже был длинный список. Много что можно сказать, но прежде всего - нежелание некоторых школ дополнительно заниматься иностранными детьми. Они берут наших школьников, но о том, как ребенок будет адаптироваться в новой иноязычной среде, не беспокоятся. А ведь есть большая разница между хорошим разговорным английским и глубинным знанием языка, необходимым для обучения на нем. Именно этого знания не хватает, а школы не помогают его приобрести. К тому же стили обучения у нас разные. Наши дети не умеют самостоятельно учиться, находить необходимый материал, вести исследовательскую работу. И этот навык тоже надо приобретать.

Из других распространенных претензий – еда и жилье: еда невкусная, а дома холодные. Но это тоже дело привычки и традиции. Как и отношение к здоровью: если у нас температура 37,5 считается высокой, у них - никакой; у нас 38 – серьезно болен, у них надо дать таблетку парацетамола и успокоиться. Как следствие, наши родители возмущаются, что «больных» детей гоняют в школу, а школы негодуют, что ребенка с такой температурой на частном самолете отправляют в зарубежную клинику.

- Можно сказать, что увеличение числа иностранцев, в частности русских, повлияло на сами английские школы?

- Все школы разные. Некоторые проявляют гибкость, например, стали лояльнее относится к курению старшеклассников, даже специальные места для этого создавать. Но это больше относится к школам для иностранцев, международным школам, к дневным. Чем больше дневных детей в школе, тем больше вольностей. Но традиционные английские пансионы стоят насмерть и ни под кого не прогибаются. И это правильно, иначе зачем туда ехать, если школа теряет свои легендарные традиции образования и воспитания.

 

 

- Кстати, продолжая разговор о том, зачем туда ехать. Изменилось ли отношение к обучению за рубежом, родители понимают, куда и зачем они отправляют своего ребенка?

- Да, практически все оценивают учебу в частной зарубежной школе однозначно: это путь в сильный и престижный университет. Для некоторых это способ научить ребенка самостоятельности и дисциплине. Но в любом случае, сегодняшние родители сознательно подходят к выбору учебного заведения. Другое дело, что у родителей зачастую завышенные ожидания. Отправляя ребенка-отличника, родители почти уверены, что там он тоже должен быть отличником с первого года. Но так почти никогда не получается. Системы обучения слишком разные.

Зачастую ребенок вынужден целый год тратить на повторение, то есть начинать на класс ниже своего возраста. В последнее время многие школы вместо того чтобы отправлять ребенка на класс ниже, вводят у себя специальную систему подготовки, так называемый sixth form development year. Это приносит успех, наши дети расцветают на таких программах: за этот год они привыкают к дисциплине, к другой системе обучения, адаптируются, и это дает хороший результат. И уже во второй год обучения ребенок чувствует себя прекрасно.

- Наверняка многие родители считают, что уж если выбирать английскую школу, то самую лучшую, самую престижную?

- Да, есть и такие. Более того, они прекрасно знают, что в топ-школу надо готовиться с малых лет, поступать туда через начальную школу в Англии. Вот и отправляют совсем маленьких в дневные школы вместе с мамами – вокруг Лондона это очень распространенная картина. Но иногда родители просчитываются, поскольку на практике оказывается, что это не то, что надо было их ребенку. Эти школы не нянчатся с ребенком, который не успевает, они не будут заниматься его проблемами. Вывод только один: очень внимательно надо относиться к собственным детям, не гнаться за престижем, а выбирать лучшее именно для своего ребенка.

- Как вы считаете, этот доклад будет иметь какой-то практический результат?

- Хотелось бы на это надеяться. На самом деле, 40 минут мы крутились вокруг одного: должна быть хорошая коммуникация между родителями, опекунами, преподавателями и образовательными консультантами. Надо искать баланс. Потому что речь идет о ребенке, который говорит на другом языке, у котором совершенно иной образовательный и культурный опыт. Надо быть всегда начеку, его нельзя оставлять без внимания. Но далеко не все школы это понимают. С другой стороны, школы, которые это понимают, набиты китайцами и русскими. А хочется найти идеальную школу: где нет русскоязычной среды и в то же время внимательно относятся к ребенку-иностранцу.

Беседовала Елена Коптелова