Франческа Романа Мемоли: Увидеть Италию —
и выучить язык!

Президент Ассоциации школ итальянского языка как иностранного (ASILS) сразу же обволакивает вас своей эмоциональностью, энергией, позитивностью и очарованием. Настоящее дыхание южной Италии, перед которым невозможно устоять. Уроженка солнечного Салерно и по совместительству директор местной школы Accademia Italiana, Франческа Романа Мемоли просто создана для того, чтобы привлекать внимание к изучению итальянского языка в Италии, недаром она уже который год подряд избирается президентом ASILS.

 

 

- Франческа, расскажите подробнее об ассоциации, которую вы возглавляете. Когда она была создана и для чего существует?

- Ассоциация школ итальянского языка как иностранного (ASILS) существует с 1991 года. Это единственное в своем роде объединение языковых школ Италии, самое большое и авторитетное, во главу угла которого поставлены не маркетинг и общие коммерческие цели, а качество услуг. Мы делаем акцент на том, что представляем именно качественные школы итальянского языка для иностранцев. То есть только те, кто занимается этим профессионально и в которых работают квалифицированные преподаватели.

- Как вы отличаете качественную школу от не являющейся таковой, как отбираете их для членства в ассоциации?

- Есть множество критериев, которым должна соответствовать школа. Все они перечислены в нашем уставе. И когда мы получаем заявку на вступление в ассоциацию, то первым делом кандидат оценивается по этим критериям. У школы должно быть место постоянной «прописки» (это важно, поскольку немало курсов-однодневок), штат квалифицированных преподавателей, специализирующихся на преподавании итальянского как иностранного и регулярно проходящих переподготовку и повышение квалификации. 80% деятельности учебного заведения должно быть посвящено именно курсам итальянского для иностранцев. Информационные материалы о школе, в том числе сайт, должны быть правдивыми и соответствующими действительности. Это лишь некоторые основные параметры, соответствие которым проверяется на первом этапе.

После этого идет этап инспектирования, его проводит сторонняя организация UNITER. Сами школы и даже совет ASILS, состоящий из представителей школ, на наш взгляд, не могут быть объективны. И это нечестно по отношению к кандидатам. Поэтому они проходят независимую оценку. По итогам инспекции собирается совет ассоциации и принимает решение. Важно иметь в виду, что, став членом ASILS, у школы нет возможности вздохнуть спокойно и почивать на лаврах. Контроль качества происходит постоянно – каждый год. Поэтому школа все время должна доказывать, что она достойна быть членом ASILS.

- Сколько школ на сегодняшний день входит в ASILS?

- Ассоциация объединяет более 40 школ из 10 регионов Италии, две новые школы вступили в ассоциацию в начале этого года. Наши члены представляют практически все культурное и географическое разнообразие страны, хотя справедливости ради стоит заметить, что все-таки большинство школ расположено в северной части Италии, в главных туристических и исторических центрах. Но на то есть объективные причины: родиной классического литературного итальянского языка считается Тоскана, и первые курсы итальянского как иностранного появились именно здесь.

В ассоциацию ASILS входят разные школы – и большие, и маленькие, расположенные и в крупных городах, и в небольших населенных пунктах, и рядом с морем, и в горах. Все они имеют свой характер, колорит и местные особенности, с которыми тоже знакомятся студенты. И курсы тоже предлагают с учетом местных традиций, например, в Милане к языку добавляют моду и дизайн, в Риме – историю искусства, в Салерно – производство керамики. Это, кстати, отличает итальянский языковые школы, скажем, от английских: у нас почти всегда присутствует культурный компонент, это то, чем мы привлекаем студентов.

 

- Другими словами, вы хотите сказать, что ваших студентов манит Италия, а язык – это дополнение или необходимая часть этой страсти?

- Во многом это действительно так. Возьмем к примеру российский рынок, в последние годы он стал для нас одним из приоритетных, потому что итальянский здесь очень любят. Он ассоциируется с модой, стилей, красотой, искусством, его учат с вдохновением, а не из под палки! По данным последних статистических исследований, Россия вошла в первую тройку (!) стран по количеству человек, приезжающих на курсы итальянского языка в Италии, уступив только Германии и США. Более того, по информации государственной туристической организации ENIT, за последний год продажа итальянских продуктов в России выросла на 45%, а российских туристов в Италии стало на 10% больше. Я вижу тут прямую связь: человек приезжает в страну, влюбляется в нее и начинает учить язык, чтобы лучше ее понять.

- Если российский рынок так важен для вас, что вы делаете для привлечения русских студентов в школы-члены ASILS?

- Ассоциация сама по себе не занимается маркетингом и популяризацией курсов итальянского в Италии. Это делают учебные заведения, входящие в ассоциацию. Например, несмотря на кризис, они не только не сокращают количество курсов, а наоборот наращивают обороты, придумывают и открывают что-то новое, скажем, у многих появились курсы для третьего возраста (для людей от 50 лет и старше – прим. ред.). Последнее статистическое исследование показало, что школы-члены ассоциации предлагают 260 различных программ итальянского языка, пытаясь сделать что-то особенное для разных категорий студентов.

Мы же как ассоциация вместе с различными организациями на местах проводим мероприятия – выставки, семинары, привозим школы, чтобы таким образом привлечь внимание потенциальных студентов к итальянскому языку. Но, к сожалению, постоянно сталкиваемся с тем, что эти самые организации на местах – итальянские институты культуры, посольства, университеты – зачастую не проявляют особой активности и заинтересованности. А ведь студенты языковых школ ежегодно пополняют итальянский бюджет более чем на 20 млн. евро. И эта цифра могла быть больше. Мы говорим не об абстрактной популяризации изучения итальянского языка в мире, о чем так любят порассуждать чиновники и ученые мужи, а о конкретных качественных школах итальянского языка в Италии с конкретными программами для людей разного возраста и с разными интересами. Наша цель - не только чтоб к нам приезжало больше студентов, а чтобы они уезжали от нас счастливыми, еще сильнее полюбившими итальянский язык.

Беседовала Елена Коптелова

Подробнее об ассоциации и ее членах - на сайте ASILS

 

Топ-10 стран по числу студентов на курсах итальянского в Италии

1. Германия

2. США

3. Россия

4. Швейцария

5. Великобритания

6. Франция

7. Япония

8. Бразилия

9. Нидерланды

10. Австрия